Тайна первая
Горыныч-Чапек-Карманы
- А вы читали Чапека «Рассказы из другого кармана»? - с неподдельной улыбкой спросил ребят Сергей Гаврилович Дурыманов, главный технический волшебник по сцене. Без него занавес навряд ли опустился бы, артисты не покидали бы сцену и спектакли длились бы вечно! Шутка
В это время, ребята так были поглощены исследованием сцены и всего вокруг: фонари, ящики, кресла, что только хлопали глазами в ответ.
- Вы думаете, что это вот эти самые брючные карманы ?!! С хитрой улыбкой продолжал мастер театральных механизмов. Конечно же нет!
-Вот такой он, наш «Горыныч» - добрый, мудрый, веселый для нас актеров. Как лесовичок для леса- приоткрыла для нас небольшой секрет театрального прозвища Сергея Гавриловича, Наталья Абрамова– актриса драматического тетра и мастер, с которым нам предстояло воплотить образ «скрипучей двери».
Так вот,- добродушно продолжал Сергей Гаврилович,- был такой чешский писатель-Карел Чапек, написавший вот эти самые «Рассказы…» А карманы – это во эти огрооомные комнаты, рядом со сценой, где хранится реквизит, разные механизмы, необходимые для спектакля.
И тут началось.. Посыпались вопросы! А что это за ящики? Что в них хранится? Зачем вы привязываете штору? А как открывается занавес? А можно покрутить? А как попасть под сцену? И ещё много, много, много… Ребят было не остановить! И Сергей Гаврилович оказался действительно добрым, терпеливым «Горынычем», который с улыбкой отвечал и отвечал на все вопросы ребят. Даже когда запутался и неправильно привязал штору к механизмуJ
Отправляясь дальше, в мир театра, всем нам и взрослым, и ребятам было чуточку жаль оставлять мастера. Но, когда мы получили напутствие к дальнейшему путешествию в закулисье и тепло распрощались, стало веселее и загадочнее. Потому что…
Тайна вторая
Вглубь театра – Трюм - Четыре здания
Лестницы…Коридоры…Двери…Лабиринты… разворачиваемся, слышен голос Ларисы Викторовны Загуловой, нашего «проводника по лабиринтам» и «хранителя театрального этикета»! Добрыняяяя …..Орг.группаааа.. Вы здеееесь…?!! Уфф... Нас всё ещё 23! Ура! Идем дальше!
Так продолжилось наше знакомство с театром. И мы попали в трюм, как нас и предупреждали.
-Трюм же на корабле должен быть?!- удивлялись ребята.
- Верно,-отвечала Татьяна Федоровна Кривогуз, ещё один хранитель, но «хранитель истории театра».
Оказывается, и в театре есть трюм. Задавая вопросы, ребята узнали, что это волшебное место под сценой, где есть и костюмерная, и механизмы «доставляющие артистов на сцену из глубины», и столярная мастерская, и много других мест и тайн! Удалось прикоснуться к тайне создания костюма, увидеть мастериц, создающих своими волшебными руками костюмы по эскизам художников.
- А вот это костюм из спектакля, - вспомнила Лиза.
- Да, точно, я тоже видела этот спектакль,- отозвался кто-то ещё. Ребята вспоминали героев спектакля по эскизам. И затем, смело и радостно двинулись в костюмерную. Конечно, ведь это место ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ! Хочешь, будь Мальвиной, хочешь тигром, хочешь слоном и, даже пиратом!!! Ребятам удалось, даже по характеру подобрать костюмы. Вот, например, Шляпа Незнайки на соседе с именем Добрыня, смотрелась очень выразительно! Чувств- избыток! Пора дальше! Напоследок узнали секреты хранения костюмов. Один откроем: «шляпы храните в сундуке»!
И вот, мы попали туда, где хранится история Томского Драматического театра, в музей! Если вы хотите узнать сколько лет театру, увидеть самую «старую» афишу, потрогать костюмы полностью ручной работы, узнать о театре, о людях, событиях, конечно, музей – прекрасное для этого место. Но и тут, есть тайна. Возьмите с собой «хранителя истории театра»! Вот Татьяна Федоровна поведала нам связь между Тобольском - Томским Драмтеатром – раз! Томским Драмтеатром-миллионером Королевым – два! Ул.Московский тракт - Томским Драмтеатром – три! Идея каменного театра – Томский Драмтеатр – четыре! Конечно, если вы догадались, история «местожительства» театра богатая. Четыре здания, четыре переезда! Да ещё эвакуация русских театров во время Второй мировой войны! Интересно ?!:) Тогда вам в музей истории театра! А мы идем дальше…
Тайна третья
Свистуны – Декорации – Время наоборот
- А вот свистеть я бы вам не рекомендовала,- таинственно сообщила нам актриса театра Наталья Абрамова. У актеров есть поверье, что можно насвистеть себе «гнев духов театра». И что не раз приходилось актерам удивляться разным таинственным и необъяснимым вещам в театре. Так что поаккуратнее! И, нас пригласили дальше. Туда, где создаются декорации для сцены.
Масло масляное
Ребята: - А чем картина написана?
Мастер декораций: - Маслом!
Андрей Маслов: - Маслом?
Мастер декораций: - Да!
Андрей Маслов (удивленно): - А каким?
Ребята: - Сливочным? Растительным?
Мастер декораций: - Да нет! Другим маслом!
Андрей Маслов (успокоенно): - Аааа.. Я думал этим маслом!:)
Так мы познакомились с одним из создателей декораций Ведерниковым А.А. Процесс это небыстрый и удивительный. Можно писать эскизы, рисовать их на холсте и в 3Д версии, создавать макеты в 20!(это конкретное число) раз меньше, чем сцена. А число не случайное! И тут тайна: чтобы при создании декораций в натуральную величину, актеры не заблудились на сцене!
- А расскажите, как на компьютере создать декорации? А это долго? А сколько людей нужно? А, это – макет, мы делали, знаем! А это тяжелые статуи, как их сдвинуть?
- Они из папье-маше, - последовал неожиданный ответ.
Способы изготовления декораций не изменились, изменились только материалы. Вот это да! Искусство одним словом!
Удивленный возглас тьютора Татьяны Гутшмидт: – А почему в вашем кабинете часы идут в другом направлении? Молчание…
- Да, идут, - улыбка на лице.
– Это тайна.. Это вам на самостоятельное разгадывание.
Тайна четвертая (заключительная)
Театр-Корабль-Соседство
Мы здесь. На малой сцене. Лабиринты пройдены! Прикосновение к закулисью состоялось! Теперь нам предстоит погрузиться в удивление актерским мастерством. Погружаемся все вместе с Натальей Абрамовой!
Освобождаем тело через движение, выдохи, звуки. Исследуем напряжение и расслабление. Все вместе в кругу... Слушаем, дышим, бежим на месте, делаем массаж, лежим, играем! Всё это для того, чтобы изобразить, играть на сцене! Перевоплотиться в «скрипучую дверь»!
Мы честно все вместе с командой театра и соседской командой погружались в театральное-актерское мастерство! Целых полтора часа! Вот до «скрипучей двери» нам не хватило совсем немного времени. Такая основательная нужна подготовка...
Снова удивление – кажется малюююсенькая роль, эпизод! А работы!!
Да, мы не успели! Но знаете, кажется, никто не пожалел! Во-первых, Наталья с радостью придет к нам на праздник, ставить с нами сценку! Во-вторых, мы познакомились с людьми театра! В-третьих, запросто научим как избавиться от «мокрых варежек», выпрыгнуть из «тяжелых сапог», убедить родителей не заставлять вас носит тяжелючую шубу, когда этого совсем не хочется! Можем, можем – получили прямую передачу от Натальи Абрамовой – актрисы Томского Драматического театра!
А вот в –четвертых, что общего между Театром-Кораблем-Соседством?
Ну, ну…Да, конечно же да! – Люди, К-О-М-А-Н-Д-А!!!
Театр без Команды- здание! Корабль без команды – надводный транспорт! Соседство без команды …?
Ваши варианты:…
Историю путешествия в Томский театр драмы записала Татьяна Кордюшева, детский арт-терапевт, Томск
Участники исследования:
Соседи-путешественники: Зубрицкая Яна, Локотко Настя, Добрыня, Федор, Вова С., Леша, Андрей Маслов, Полина Вдовиченко, Соня Пушкова, Таня Банникова, Суходолина Лиза, Зиновьева Инна, Колесникова Настя, Шандыбаева Элина, Лушников Тимофей, Бычков Никита, Анохина Соня, Ежова Вера, Даниил Заворотний, Арсений.
А также, Три Т – тьюторы Татьяна Гудшмит (Красноярск), Татьяна Кордюшева (Томск),Татьяна Луценко(Ростов-на-Дону).