В этом эссе я хочу освятить тему становления моей личности начиная с 8 лет по настоящий момент (17 лет). Я затрагиваю именно этот временной промежуток, так как в этом возрасте я участвовала, развивалась, росла, делала первые пробы (проф., организаторские и пр.) во всероссийском межрегиональном образовательном проекте «Соседство». Несмотря на такой громкий вызов я не исключаю возможности моего дальнейшего развития, но сейчас я хочу сделать взгляд назад и показать «откуда ноги растут». Потому что, на данный момент я являюсь Резидентом молодежного кадрового ресурса томской области, полуфиналистом Всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена», победителем Сибирской молодежной Ассамблеи 22 сезона (январь, 2022 год), победителем конкурса эссе «Я в ТГУ», обладателем благодарностей за проведение мероприятий в г.Томске/ участие в выставках картин (холст, масло), многократный победитель городских и областных конкурсов по дизайну костюма и хореографическому искусству, педагог в детских тематических лагерях (с 5 класса, давайте посчитаем), педагог частного монтессори детского сада и проч. Не сказать, что я вездесуща, но у меня много интересных мне сфер, в которых я развиваюсь. Вот никак ораторское искусство в себе не разовью, пока что сильна на бумаге, но это решаемо. Итак, возвращаясь к теме взгляда назад: давайте вспомним тот далекий и прекрасный… Нет, не 2007, у меня тогда брат родился, давайте упустим… Когда я впервые оказалась на «Соседстве» шёл 2013 год, мне только исполнилось 8, я была во втором классе, и моя мама привела меня в это сообщество за ручку, как первоклашку. Это была 13 сессия под заглавием «Возможности человека». Участвовали ребята разных возрастов, учащиеся 2-7 классов инновационных школ Томска, Красноярска, Москвы, Одинцово, Владимира и Уфы. Несмотря на давность образовательного события, я его запомнила. И произошло это по трём причинам: 1.Для меня это был проект с новыми людьми; 2. Преобладало неформальное общение; 3.Формат тоже был новым: каждый день у тебя новая группа, у вас есть список задач, вы много передвигаетесь, стараетесь не потерять тьютора, думаете и, к примеру, берёте интервью у прохожих. Это только часть нормальной нагрузки одного дня, благодаря которой скучно не будет. На сайте проекта сохранены некоторые тексты из рефлексии детей, подростков и взрослых. Я бы хотела отметить то, как я формулировала мысль тогда, на начальном этапе. Кстати, среди цитат, которые я буду приводить, перемешаны как устная так и письменная речь, поэтому сложно понять мой уровень, но это лучше, чем ничего: «Волшебство мандалы Сегодня в день психологии мы открывали в себе разные возможности. Познакомившись поближе на «Школе выживания», мы были готовы фантазировать и творить коллективно. Что же такое «мандала»? После долгих предположений психолог Жанна раскрыла нам секрет, что в переводе с санкрита это слово переводится как «круг» и что древние делали мандалу, чтобы войти в спокойное состояние. «…» Вставать долго не хотелось. Рассевшись вокруг мандалы, каждый поделился, что ему помогало творить: «…» — спокойствие (Влада) — ощущение симметрии (Савелий) Каждый из нас открыл в себе разные качества. Ксюша поняла, что может молча договариваться, Владислава смогла пробудить в себе желание делать что-то вместе, Лиза удивилась, что ей приятно принимать помощь. «…» Узор с ковра пришлось собрать, но радость от совместного творчества и маленьких открытий каждого остались. Крапивец Елена, тьютор, г. Томск И группа: Кордюшева Лиза, Кабан Даниил, Драганов Руслан, Елескин Егор, Леонова Полина, Осин Андрей, Виинапуу Ян, Брюханцева Ксения, Клименко Влада, Бабинцев Саша, Трофимов Савелий, Медведева Алина» В этом тексте я с одной стороны вижу черты, которые мне присущи, в частности спокойствие, но вот с работой не одной у меня были проблемы, было тяжело работать в команде, давать задачи, принимать чужое мнение.
В начальной школе я предпочитала работать одна, делать что-то вместе для меня был нонсонс, в самом крайнем случае, когда не избежать, приходилось работать с кем-то. Контекст следующей цитаты: рефлексия спустя 5 дней моего первого соседства. Представлен фрагмент самостоятельной работы в бортовом журнале. «— Дорогой сосед! За 5 дней программы с тобой происходило столько интересного, важного, полезного, «вкусного». Запиши всё это на кусочках своего тортика. — здорово было играть на поющих чашах (Влада Клименко).» Здесь мне нравится положительный настрой. Я человек, которому изначально сложно приспособиться к чему-л., хоть какая-то адаптивность ко мне пришла со временем и опытом, через труд. Поэтому я считаю важным то, что я именно в положительном ключе мысль формулирую, потому что было много непривычного тогда. Это в принципе был мой период перестройки с вальдорфа на монтессори: я не понимала, что работать с материалом, это значит сесть и самой разобраться в системе, а не с мамой дома, а это по сути там, где комфортно. Тогда, в 8 лет, для меня «Соседство» было большим стрессом: нужно активно коммуницировать, было тяжело правильно говорить в микрофон, было тяжело понимать вас из дас нооген задача и как ее решать, было обидно, когда во время командного мозгового штурма твои идеи «мимо», и именно тогда я начала записывать слово в слово задачу. До сих пор помогает. Тогда стали появляться первые навыки, первые знания, развиваться фантазия, появляться желание тоже носить футболку «Соседство», тоже быть крутой и взрослой, и в орг.группе. На третье свое «Соседство», это была 15 Сессия: «Ускорение 21», мне 9 лет, я взяла первого соседа. Мы подружились, хорошо провели время. Не то, чтобы это создало какой-то уникальный опыт, но после этого общения моё желание взять соседа на следующий раз утроилось. Еще на 2 день сессии, согласно задаче, я написала свою историю в роли части механизма, которым пользуюсь в жизни: «Я — карта. Моё устройство — диафильм. Я — синяя плёночка, я показываю себя под светом лапы и тем самым показываю красивую картинку. Я довольна, что когда я просвечиваюсь, то зрители радуются! Один раз меня подсветили под свет ламп. Когда я показывалась, то зрители загоготали, начали снимать и удивляться.» Владислава Клименко, Томск Тут я реально воплотила частичку моего быта. Мы с братом часто работали с диафильмом, создавали свой кинотеатр. Видимо, это меня впечатлило и создало тему. «Как тебе кажется, хорошо, что наш язык меняется, эволюционирует, или плохо? Почему? — Хорошо, потому что мы бы тогда не мучились с этими словами. Владислава Клименко» Здесь отражена моя любовь к словам-исключениям и т.п. Гениальная мысль, я считаю. Какая же веселая жизнь со мной была у педагогов, однако. Всё же, в позиции ребенка я задержалась ненадолго, почему-то это самый короткий период, который я менее всего помню. Так что переходим на второй этап! Мне 11 лет и в Соседство XVIII «Неизвестность» меня взяли в подростковую команду, я с гордостью натянула на себя футболку и стала писать рефлексию текстом, вечером у компа: «Неизвестность продолжается!!! Третий день Соседства, а неизвестность все продолжается! Что же будет ждать детей сегодня, в третий день Соседства? После завтрака детей распределили на команды, команды были больше, чем обычно. Эти команды потом называли потоками. Потоки были разные, я некоторые перечислю. Были историки, филологи и тело. Последняя группа изучала свойство человеческого тела и пределы его возможностей. Я попала на факультет филологии. Поясню, что это такое. Это наука, изучающая мимику, жесты и гримасы. Чтобы было интересно изучить филологию, мы слушали и смотрели всякие смешные и не смешные звуки или видео, догадываясь, о чем разговаривают кошки. Или отвечали на вопрос, что за звуки издавались на аудиозаписи. Так же мы гадали, что обозначают слова БУБИ и КИКИ (на экране была изображена тарелка и вилка). Но уж ты гадай сам (подсказка: дело в произношении). Короче говоря, дело прошло настолько не известно и со столькими многими вопросами, что начинаешь уже сильно уставать и нагружаешься мыслями о следующем дне! Клименко Владислава, орггруппа, г. Томск» Мне нравится мой естественный приём- обращение к читателю. Я помню, как после насыщенного дня пыталась собрать себя в кучку. Ну, собственно, я в конце своими словами выразила свой настрой. Мне наступает 12 лет, и я уже пробую брать ответственность, помогать: «— Я очень и даже слишком рада, что началась уже 18-тое соседство. Я буду помогать в столовой, делать газету, и помогать ребятам раздавать задания для письменной рефлексии. Сегодня мой день прошел лучше не куда, я везде все успела, даже порешала задачу. Клименко Владислава» Собственно, понятно, кто недавно прочитал «Полианну». Мне вспомнилось, что это наверняка тот самый период, когда проверяющие текстов просили писать развернуто. Тогда ребята выкрутились и стали творчески подходить к процессу. А я настолько это докрутила в старшей школе, что итоговое сочинение и изложение приходилось сокращать. А теперь мне 14 лет, это 13 сессия «Как говорит мир», и я начинаю ломать голову над творческим исполнением, начинаю сравнивать и активно читать чужие работы на сайте, подглядывать идеи. Для меня это становится большой игрой, эта сфера меня увлекает. Я даже заголовки придумываю: «Счастливое прошлое или неизвестное будущее. Буум! Да, именно с таким звуком я бухнулась на пол в прихожей. Фух! Ещё один день прошёл! Сколько же сегодня было: зарядка, знакомство, квест по нашему городу, НГ-задача, рефлексия, расселение, дети! Это было потрясающе! А утром я... Погодите...прошло полдня, а такое чувство, что парочка точно уже пролетела... Вот это да, какой насыщенный был день, ибо чувствуешь его как два. Но, черт – как же я устала... Такое расписание очень изматывает. Особенно, когда нервничаешь. Когда ты один-единственный подросток из группы. Столько детей и всех нужно направить, развлечь, обучить и постоянно быть готовой помочь... А с НГ-задачей, как всегда, было непросто. На этот раз нас попросили создать мир, в котором не используют существительные. Несмотря на то, что было сложно с задачей, ребята справились. Мы здорово поработали, получился отличный «заменитель» такой популярной части речи как существительное! Я очень довольна работой! За это я и люблю СОСЕДСТВО! Спасибо всем оргам, тюторам, Ире и другим людям, которые всё это организовали. Ну, как вы поняли, много чего произошло. И впечатлений у меня много. Я, полежав на полу коридора приличное количество времени, с сожалением поднялась и стала разуваться... Клименко Владислава, оргруппа, г. Томск» Какое-то время я очень гордилась этим своим текстом. Со временем моих текстов становится больше на сайте, и позже я подписываю себя как «Лада Клименко». Пробую псевдонимы, мне тогда хотелось чего-то нового, в том числе и в имени. Хотя, были времена в началке, когда я подписывалась и «Слава», так что это не точно. Я много участвовала как подросток, у меня даже накопилась стопка футболок. Выкидывать жалко- память… И вот сейчас, на «Соседстве» с темой пути я пробую себя в роли тьютора. Очень тяжело было приспособиться, я же привыкла бегать, фотографировать, проводить зарядку, и еще, еще. А сейчас смотрю как новые ребята показывают движения, некоторые из все той же зарядки, «нашей». Тяжело стабилизироваться, наблюдать, побуждать детей к работе, разговаривать, заполнять листы наблюдения. Первые дни давались тяжело, потому что нужно побудить ребенка, чтобы до него дошла мысль, направлять, видеть в нём личность, а соответственно качества и проч. Но все равно интересно видеть эти большие удивленные глаза, эти задумчивые позы на рефлексии, как у меня когда-то в 8 лет. В итоге могу сказать, что соседство развивает в любом возрасте, если в него погружаться. Если вычленяешь суть. Не нарисовать блюдо, а написать рецепт. Не только увидеть, что ребёнок не в процессе, а подумать, как его можно приобщить, какую идею можно подать, как вдохновить. Потрясающим моим ходом была фраза: «ребята, можно задавать вопросы эксперту!».
лонг-рид на сайт от Владиславы Клименко, студентки 1 курса ТГУ