Ребята разобрались с тем, что психология это не только (и не столько) «психи» и их проблемы. Психология связана с душой, которую нельзя увидеть или почувствовать натурально. Ее можно проявить через интерес к учебе или какому-то делу, через доброту и понимание, через способности делать какие-то важные дела.
Психология — это способность разобраться в себе и понять себя, понять, что происходит с другим человеком, какой он, почему он поступает так или иначе. Психология позволяет освоить средства понимания себя и другого и особенностей отношений между людьми. Душа проявляет себя, реализуя способности человеческого тела как пианист, способный извлечь из музыкального инструмента либо какофонию звуков, либо божественные мелодии Моцарта.
Для того, чтобы разобраться, как же проявляет себя душа и на каком языке она говорит, мы развернули психологические мастерские-лаборатории, где мастера помогали ребятам открыть разные стороны своей души и встретиться друг с другом на разных уровнях.
В мастерской «Создание мандалы» ребята проживали ощущения внутренней концентрации и целостности себя и мира, творили и медитировали.
В мастерской «Рисование песком» участники программы узнали, что их чувства и состояния могут быть выражены рисунком, причем не просто рисунком, а рисунком на песке, подсвеченным снизу электрическим светом, и поэтому немножечко волшебным.
В мастерской «Коммуникативное рисование» ребята исследовали различные эмоциональные состояния. Оказывается, что конфликт — это не всегда плохо. Когда между людьми нет никаких отношений или отношения непонятные, их рисунки не очень живые и интересные, а после того, как они немного «повоюют» — они лучше узнают друг друга и отношения, становятся более близкими, люди лучше понимают друг друга. Это может показаться парадоксальным, но на самом деле конфликт помогает людям честно проявить свои качества и они лучше узнают друг-друга, начинают больше доверять. Находиться рядом с незнакомыми людьми всегда немного опасно, а когда качества человека в ситуации опасности проявлены, становится не так тревожно. Например, у мальчишек дружба частенько начинается с потасовки…
В лаборатории «Путешествие к себе и к другому» участники программы тренировали память, внимание, творчество, спонтанность и умение выразить свое состояние телесно. Они придумывали, каким животным они хотели бы быть в этом путешествии, объясняли, какие качества животного им нравятся и почему именно оно подходит для путешествия. А потом узнавали друг-друга в неожиданной ситуации! А потом придумывали, как можно изобразить цвет, растение или состояние.
В мастерской «Психологические соревнования» команды соревновались в скорости, ловкости, умении придумать быстрый способ для выполнения заданий и способности выполнять задания разным составом. Ребята проявляли чудеса смекалки, телесной гибкости, а так же умения слышать ритм и воспроизводить его совместно.
В мастерских коммуникативных игр и сказкотерапии ребятам так же удалось ближе познакомиться, понять, как важно уметь видеть и слышать другого человека, потому что вместе можно сделать значительно больше и лучше, чем одному, придумать больше идей и эффективней воплотить их в жизнь.
Пройдя все мастерские, ребята поняли, что душа разговаривает на разных языках, она может проявить себя через рисунок на песке и на бумаге, она может выразить себя на языке жестов, на телесном уровне, через ритм и создание общего продукта.
Самое главное качество души — внимание к себе и миру, к другим людям, расшифровка разных языков и их перевод на универсальный язык — язык любви и дружбы. И тогда она может совершенствоваться и развиваться, создавая новые способности и возможности.
Антропянская Лариса Николаевна, психолог, школа»Эврика-развитие», г. Томск