СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ГОСТЕПРИИМСТВО И ЗАБОТУ СЕМЬЯМ,
КОТОРЫЕ ПРИНИМАЛИ СОСЕДЕЙ:

Семьям Ярослава Даренского,

Софии Васькиной,

Кропочевой Таисии,

Кусмарцева Владимира,

Постникова Леонида,

Костенко Лады,

Любченко Ивана,

Степанова Влада,

Луговой Саши,

Яковлевой Марины,

Сысолиной Вероники,

Задорожной Ольги,

Харченко Максима,

Гущина Макара,

Алексеевой Лизы,

Миникес Гриши,

Малолыченко Маши

Партнеры проекта


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ «НАУЧИЛУС», г. Новосибирск

МБОУ СОШ «ЭВРИКА-РАЗВИТИЕ», г. Томск

Школа антропоники, г. Красноярск

ГИМНАЗИЯ № 1 «УНИВЕРС», г. Красноярск

ЛИЦЕЙ № 6 «ПЕРСПЕКТИВА», г. Красноярск

ЧОУ школа-детский сад «ВЕРШИНА-МОНТЕССОРИ», г. Владивосток

ЧОУ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МОНТЕССОРИ-ШКОЛА МИХАЙЛОВОЙ»

АО «Академпарк» Новосибирского академгородка

Центр океанографии и морской биологии Дельфиния, г. Новосибирск

27 ноября–2 декабря 2013
Сессия XIV
Конструирование
дома и улицы города Красноярска и его окрестности
Сторителлинг XIV сессии
Сессия посвящена конструированию.

Будем искать его следы в городе, в нашей повседневной жизни, исследовать его законы, пробовать понимать и решать инженерные задачи самостоятельно и беря пример с настоящих мастеров своего дела - инженеров-конструкторов, которые творят сегодня в Красноярске.

Будем исследовать, как то, что делают инженеры-конструкторы меняет (улучшает или ухудшает) среду обитания человека.

Нас ждут встречи с интересными объектами, профи, просто жителями города и множество интересных вопросов:

— А сможешь ли ты стать инженером по строительству нового мира?
— Какие есть секреты у строителей мостов? Какие школьные знания им и нам пригодятся для решения загадок об их строительстве?
— Что делают учёные в университетских лабораториях, чтобы создать новое знание о мире?
— Что думают жители Красноярска о языковых конструкциях (каких — секрет!)?
— Красноярск, как художественный объект — зачем и почему он именно такой?

Эта сессия программы традиционно включает в себя немного теории, знакомство с образцами культуры «на месте», самостоятельные пробы и обсуждение результатов проб с профессионалом. Задачи, которые будут решать соседи:

— Инженерные задачи про мосты
— Задачи на научное моделирование
— Загадки языка
— Загадки картин. Проба художественного конструирования.
— Задачи создания роботов, лабиринтов, хэнд-мэйд и командных отношений!))

Расселение ребят в семьях красноярцев способствует расширению круга общения и получению опыта самостоятельного выстраивания отношений с новыми людьми: взрослыми и сверстниками. У вас появятся новые соседи!

День в сессии
Каждая сессия программы включает в себя немного теории, знакомство с образцами культуры «на месте», самостоятельные пробы и обсуждение результатов проб с профессионалом.
Расселение ребят в семьях томичей способствует расширению круга общения и получению опыта самостоятельного выстраивания отношений с новыми людьми: взрослыми и сверстниками. У вас появятся новые соседи!
1 день
2 день
3 день
4 день
5 день
6 день
Наша сессия
Назад
Дни сессии
Рассказы ребят об открытиях и интересных событиях в течение дня.
Незабываемые знакомства, большие открытия и новые победы –
в рассказах из первых уст участников проекта!
НГ-задача
Соседство традиционно открывается решением ноогеновской задачи, раскрывающей тему сессии. Почему именно через построение новых миров мы открываем тему Соседства? Почему бы — на тему КОНСТРУИРОВАНИЕ — не показать фотографии разных соооружений, не рассказать об этой деятельности?

Потому что детей это не удивляет, не заводит собственную мысль и собственное конструирование. Привычные к фотошопу дети, живущие в обустроенном мире, не удивляются тому, как он создан — как строятся мосты и здания, школы и церкви. Они существуют как бы очевидно, просто — «вечно».
Ноогеновская технология состоит в том, чтобы предложить детям стать инженерами в придуманном, несколько странном мире. Например, в плоском. Например, скрученном в цилиндр.
Задача: Построить мир в поверхности бесконечного цилиндра. Поверхность цилиндра предельно тонкая (плоская), и в ней наложения запрещены.

Опишите, что есть в этом мире, как движутся объекты, как выглядят живые существа, как они движутся. Опишите фрагмент жизни этого мира.

Постройте ОЛИМПИЙСКИЕ СООРУЖЕНИЯ в этом мире. Опишите, какие спортивные состязания возможны в таком мире, и как должны быть устроены сооружения для проведения соревнований по этим видам спорта. Важно, чтобы за состязанием могли наблюдать зрители (это же шоу!). Где располагаются судьи?

Решая подобную задачу, дети впервые задумываются над тем, как выстроены наши здания, как устроены входы и окна, как обеспечивается возможность многим людям видеть событие, как люди заходят в здание и выходят, как оно держится и не падает...

Конечно, ценность задачи не в построенном мире, а в обращении детского внимания и мысли:

— на детали наших сооружений — самые-самые мелочи, которые в обычной жизни не замечаются,

— осознание системности мира — связи между свойствами мира (его физическими законами) и жизнедеятельностью человека – в частности, строительством сооружений,

— обнаружение силы притяжения и понимание, как она работает и как влияет на строения, форму живых существ, человеческую жизнь и мышление,

— уважение и интерес к работе строителя, инженера.

У ребят возникает опыт собственного ответственного созидания — соединения творчества и мысли, инициативы и ответственности.

И после такой задачи дети могут ехать на экскурсию по мостам города Красноярска — они знают, что это очень трудная и интересная деятельность, что в ней важна каждая деталь! Дети готовы к встрече с городом, с конструированием!

Мария Миркес, к.филос.н., доцент СФУ, директор НОУ «Школа антропоники»

Реалии плоскостного мира
Что такое двухмерный мир?

То ли он в недостаточной степени развит, а то ли необычайно сложен. Трудно разобраться. Интересно, сколько лет надо решать задачи про жителей плоского мира — плоскотиков, как они живут, едят, играют в спортивные игры, чтобы с уверенностью строить этот мир одной плоскости.

На дворе Олимпиада, Олимпийский огонь уже в Красноярске, и наши плоскотики озабочены строительством олимпийского сооружения в своем мире. Причем помогли им в этом, ребята проекта «Соседство». Мнения разделились, ведь мы можем задать в придуманном мире свои параметры. Если есть сила тяжести, то этот мир будет иметь достаточно большую массу, чтобы на нем располагались менее крупные объекты. Представьте, что вы поставили тончайший квадрат стекла на землю. Все, происходящее в этом стеклянном слое и будет миром плоскотиков.

Ну а если силы тяжести нет, тогда этот тончайший слой и есть сама поверхность мира.

Как представить движения в этом мире? Кто там может обитать? Как они играют? А как соревнуются?

На состязаниях необходимо собирать полные залы зрителей, а ведь в плоском мире, если место занято, то весь обзор закрыт.

Идеи про керлинг, хоккей отмели дети сами, ведь тогда на земле должен находиться слой льда, на льду – существо. А это наложение плоскостей! И в плоском мире ему не место!

Что такое наш трехмерный мир?

Недоразвитый четырехмерный, или вполне достаточный?

А вдруг мы живем, а за ухом у нас скрывается незаметное четвертое измерение?

Ольга Шаляпина, тьютор из Томска, пытающийся решить Ноогеновскую задачу

Следы НГ-задачи обнаружены на строительстве олимпийских объектов
Сенсация! Даже две.

Первая — накануне открытия «Соседства»XIV олимпийский огонь побывал в Красноярске!

Вторая — тема строительства олимпийских объектов не могла не коснуться «Соседства», посвящённого конструированию.

В первый же день программы лучшие соседские умы включились в решение задач проектирования спортивных сооружений… нет не в Сочи, там уже всё(почти всё) готово. Соседи берутся разрабатывать более сложные объекты для тех миров, которые ещё не освоены… даже в нашем собственном воображении. Это миры НооГена, которые строятся с помощью нашего ума плюс с использованием технологии решения НГ-задач. Их решение – едва ли не самое важное дело соседей.

…От любого важного дела остаются следы заметные и не очень.

В конце первого дня мы решили выяснить, какие следы остались в голове у соседей после решения НГ-задачи построения весьма необычного мира. Мира плоскотиков, в котором так много отличий от нашего. Все его объекты и явления существуют и взаимодействуют не в объёме, а в плоскости бесконечного полого цилиндра. Есть и похожее: его человекоподобные существа, как и земляне, почитают занятия спортом и занимаются сооружением спортивных объектов для проведения олимпийских состязаний и других захватывающих дух шоу.

После презентации решений задачи, команды провели рефлексию, отвечая на несколько вопросов. Вот как выглядели вопросы и самые интересные варианты ответов соседей из разных команд.

Вопрос 1. Понимание смысла: Какая задача стояла? Как вы её поняли?

— У нас была задача построить мир в плоскости бесконечного цилиндра на примере спортивных объектов.

— Надо было включить мозги и представить себя в роли конструктора и архитектора.

— Понять, где находится сила притяжения.

— Понять, как это быть взрослым человеком и решать взрослые задачи.

— Придумать, как древние люди придумывали различные вещи и приспособления и самим попробовать придумать обустройство плоского мира, через представление себя жителем этого мира.

— Нужно было построить олимпийский стадион в плоском мире. Мы так и не поняли её до конца.

— Надо было придумать олимпийскую игру.

— Построить мир с необычными законами. Выстроить в нём олимпийское сооружение. Мир должен существовать, а его жители должны уметь играть на этих сооружениях.

— Смысл задачи в том, что нужно придумать оптимальные условия для проживания в придуманном мире.

— Мы придумывали новую расу жизни.

Вопрос 2. Действия. Что делали, чтобы решить задачу?

— Задавали вопросы и пытались разобраться. Выбирали варианты. Думали, рисовали, спорили(очень много раз)

— Представляли плоский мир и рисовали его существ. Рассуждали об их образе жизни и думали, какими видами спорта они могли бы заниматься.

— Выдвигали версии, обсуждали, доказывали, рисовали схему.

— Записывали идеи, обсуждали, выбирали лучшее, спорили, рисовали, фантазировали.

— Пробовали. Рисовали, думали, смотрели как лучше, представляли, не спорили, соглашались друг с другом.

— Думали и обсуждали, придумывали, делали наброски.

— Напрягали мозги-думали, выдвигали идеи, обсуждали, пытались прийти к единому мнению.

— Я понимал, что надо смотреть на мир в этой задаче, надо задавать вопросы своей команде и себе.

Вопрос 3. Ресурсы. Что понадобилось для решения?

— Знания всех участников, светлый ум, идеи.

— Мозг, карандаш, бумага, фломастер.

— Нужно было иметь терпение и вообще, не сидеть, а работать мозгами!!

— Идеи, материалы. Люди.

— Дружба.

— Ум, время, чёткое понимание задач.

— Бумага, маркеры, фантазия, знания.

— Рисунки, работа всей команды, общие мозги.

— Логика, умение работать в группе.

Вопрос 4. Результаты. Что получилось? Что не получилось?

— Получилось: вход в домики, центр притяжения, игра с судьями.

— Не получилось: передвижение существ, разместить игроков и судей.

— Удалось: соблюсти все условия, договориться.

— Не удалось: ответить на все вопросы, договориться о движении людей.

— Получилось создать плоских человечков, не получилось нарисовать плоскую кровать.

— Получилось договориться, не получилось учесть физические законы обустройства мира.

— Я думаю, что у нас получилось рассказать всё о жителях, но не получилось рассказать о спорте.

— Получился фрагмент плоского мира «Жим-жим», в котором живут существа, которые двигаются с помощью сжимания и разжимания и занимаются на бобслейных трассах, ограниченных энергетическими бортикам. Существа подпитываются энергией на определённых энергетических полях и чувствуют друг-друга.

— Получилось соблюсти условия, договориться, нарисовать рисунок

— Не получилось ответить, как люди двигаются.

— Мы справились с заданием!!!

— Получилось создать подходящих существ, получился очень интересный мир. Не получилось догадаться, что накладывать слои нельзя. Не получилось донести суть мира.

— Мы не смогли решить задачу, т.к. нам не хватило ресурсов - забыли про некоторые условия задачи.

Вопрос 5. Оценка результата и способа работы. Что понравилось? Что не понравилось?

— Понравилось придумывать новых существ, понравилось подключать воображение.

— Понравилось: что получилось спать на кровати существам, задавать вопросы другим, отвечать на вопросы других, придумали новый вид дверей, как выступили, делать макет

— Не понравилось: было трудно, много спорили, мальчики сказали: «Мы и без ваших идей обойдёмся»

— Получилась неплохая работа, хотя были недочёты. Но не бывает работ без недочётов и ошибок.

— Понравилось придумывать собственный мир и сама задача, не понравилось условие, что нельзя делать всё в несколько слоёв.

— Понравилось работать вместе, слушать других. Не понравилось: долго рассказывали, не выспался.

— Понравилось придумывать новый мир, новых существ.

— Не понравилось, было трудно договориться, было много разногласий.

— Понравилось творчески думать и выступать.

— Не понравилось, когда другие не слушают.

— Отлично поработали, но есть небольшие недочёты.

— Очень тяжело, долго рассказывали, некоторые спали((

Вопрос 6. Действия плюс. Что надо сделать, чтобы улучшить результат?

— Нужно выслушивать все мнения и соединять их в одно целое (если мнений много).

— Необходимо чётко вести обсуждение вопросов.

— Учиться помнить условия задачи, учиться распределять роли, учиться быть внимательными.

— Действия-пожелания:

— Выслушать все идеи.

— Попробовать сделать цилиндр в невесомости.

— Придумать, как распознавать друг-друга.

— Учиться помнить условия задачи. Учиться распределять роли в команде. Учиться быть внимательными.

— Нам надо изменить: сделать всё на одном уровне, переделать олимпийский объект.

— Что изменить в работе? Читать энциклопедии, пробовать, узнавать про спорт.

Что же? Пожелаем командам учесть собственные выводы о том, как улучшить результат и успешно завершить проектирование олимпийский объектов мира плоскотиков в срок!

Катерина Григоренко, г. Томск
Екатерина Марина, г. Санкт-Петербург
Инна Карелина, г. Красноярск



Назад

Ожидание чуда
Ну, вот и наступило долгожданное соседство! Ура! На этот раз в доблестные ряды соседей вступило много новичков. Это и новые города, и новые лица…

На них сосредоточенное ожидание чуда. Что будет? Как будет? День начался очень позитивно, несмотря на то, что все гости были с утреннего поезда, и, принимая горизонтальное положение, сразу начинали засыпать). Весёлые игры-знакомства заставили их проснуться и включиться в общую деятельность.

После завтрака все мгновенно превратились в архитекторов и общими усилиями соорудили прекрасный город, с зелёными парками, дачным посёлком, Академгородком, фермой и даже собственным мостом и мельницей! Как хотелось бы пожить в этом замечательном городе! Но этого ребятам показалось мало, и после обеда они начали строить целый мир! Мир в поверхности цилиндра, да ещё и с олимпийскими спортивными сооружениями! Стройка удалась на славу! И впечатления от первого дня соседства останутся с ребятами надолго. Ими они и поделятся со своими соседями сегодня вечером. А завтра…. А завтра нас ждут новые открытия!

Татьяна Шпедт, г. Красноярск

Отличное начало
Было интересно строить части города из подручных материалов. Мы (орг. Группа) не были в командах. Мы ходили и смотрели за работами групп или фотографировали их. Другие группы хорошо сработали друг с другом хоть и не знали всех из команды. У всех команд было разное задание. И в конце работы всех групп сместили в один город. Получился большой красивый макет города. Отличное начало «Соседства».

Строя этот макет ребята здорово подружились, ведь это было творческое задание, в котором принимали участие все, от второго до четвёртого класса, от Уфы до Новосибирска, всем было интересно принять участие в этом макете, вложить свою часть работы. Но всё же были люди, которые не хотели принимать участие в постройке и просто сидели. Вскоре к ним стали подходить разные люди: из их команды, их тьютор, их друзья и орг.группа... Вскоре ребята поняли, что им может понравиться это занятие и включились в работу.

К большому сожалению, макет немного сломался, но я уверена, что каждый сможет восстановить свою работу, ведь у него есть своя команда!

Терзи Саша, 5 класс, г. Томск

Главная задачка первого дня
Мы приехали в Красноярск ранним утром, когда город ещё спал. Первое, что дети сделали, приехав в Красноярск, стали кидать друг в друга снежками. В Новосибирске ведь снега нет.

Нас встретила приветливая девушка Тоня и мы поехали в школу. В школе нас уже ждали организаторы, ведущие, вожатые. Зарядка пошла на пользу после короткой ночи в поезде. Было очень приятно, что все дети быстро нашли общий язык с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Это, наверное, было главной задачкой первого дня.

Вначале дня ребята держались своей группой, но к концу дня уже все перезнакомились и передружились. После завтрака, разбившись на команды, мы строили макет своего города — города соседей. И наконец, самое интересное и захватывающее - мы строили несуществующий плоский мир.

Было очень интересно. Дети отстаивали свои идеи с завидным упорством, но договориться было нужно, для того, чтобы команда смогла выступить с докладом. Это смогли сделать все. Потом выслушивали каждую команду и задавали вопросы. Вопросов было много, дети камня на камне не оставляли от докладов других команд. Добравшись до финиша, дети заполнили бортовой журнал и стали расселяться по семьям. На этом первый день и закончился.

Галина Барышева, г. Новосибирск и Светлана Гольцер, г. Красноярск

Соседство рулит!
Очень понравилось, как дети конструировали части города для единого Соседства. Активно работали в группах с незнакомыми ребятами и находили общий язык. Все было легко и содержательно, день наполнен эмоциями, хотя и были все с дороги и уставшие.

НГ-задачи были новыми для меня и мне самой было очень интересно их решать, самой активно участвовать в обсуждениях, предлагать свои идеи.

Все просто супер! Соседство рулит!

Даша Ларионова, студентка, 5 курс, Томск

Не совсем правильный мир
Мне понравилась НГ задача. Она была очень интересной и познавательной. Она была трудной и наша команда смогла в ней разобраться только в основном. Не всё было так понятно, но получился подходящий мир.

Каждая команда в нашем потоке работала и у всех были интересные ответы. В эту трудную задачу включились даже те, кто первый раз участвует в « Соседстве». Наша команда работала очень слаженно, именно из за этого у нас получилось построить мир. У каждого в команде была своя роль, каждый работал равномерно, каждый внёс вклад в эту работу. У нас были ссоры, но критика важна всегда. Мы рассуждали, спорили, пытались найти более верный способ, тем не менее пытались слушать свою команду.

Не совсем правильным получился мир, не все критерии совпадали, но всё же, что-то получилось. Трудно было выбрать второго спикера. Все подходили на эту роль. Ещё мы не совсем правильно рассчитали время, его было достаточно, но мы не так его распределили. Вообще, наша команда поработала хорошо, но были небольшие промахи. В следующий раз мы будем следить за временем и стараться лучше вчитываться в задание.

Чеснокова Настя, 5 класс, г. Томск

Работа была бурной
Первый день был волнителен, мы переживали все ли у нас получиться и как пройдет встреча, так как мы на «Соседстве» впервые.

Мы провели веселую зарядку и раздавали всем детям шапки, на что один ребенок из Красноярска сказал «Спасибо!». Дальше было задание командам сконструировать большой город, который будет называться Соседство. Всех детей разделили на 14 команд, каждой команде было выдано задание, сконструировать определенный участок города. У всех команд получилось очень хорошие яркие части города. Потом мы соединили и представляли каждую часть города. По эмоциям детей было видно, что им очень понравилось. Затем мы наблюдали за работой детей при решении НГ-задачи. Несмотря на то, что дети были из разных городов, работа была бурной и плодотворной.

Настя Ренде, студентка 5 курс, Томск

Дверь в необычную страну
Мы впечатлены масштабом процесса и географией участников. Не смотря на дорогу и усталость, мы видим, что дети включились в процесс, видим их интерес, значит, это действительно их тронуло!

Очень здорово, что наши дети ещё до начала работы познакомились с семьёй, в которой будут жить. Так как они уже сегодня были с другом. Мы с ребятами ощущаем волнение, как будто открыли дверь в необычную страну, а ведь впереди ещё столько интересного!

Агальцова Тамара и Трухина Алёна, г. Владивосток

Пресс-орггруппа берёт интервью у соседей
Интервью Кирилла из Новосибирска

— Какие у тебя сложились впечатления за первое время соседства?
— Хорошие!
— Что бы ты хотел, чтобы произошло?
— Погулять.

— Сколько раз ты был на Соседстве?
— Первый.
— В каком ты классе?
— В третьем.
— Как тебе школа?
— Хорошо.
— Что хотел бы изменить?
— Меня все устраивает.
— Даже еда?
— Да
— Как тебе в шапке соседа?
— Теплая
— Теплая? Ты же еще не был на улице!
— Мне уже жарко.
— Так почему не снимешь ее?
— Мне лень...

Интервью Луки из г. Томска

— Тебе понравился первый день?
— Да.
— Что тебе больше всего понравилось?
— Строить часть города.
— Что ты ожидаешь от завтрашнего дня?
— Нормального результата НГ-задачи.
— Что бы ты изменил в сегодняшнем дне?
— Чтобы отменили вечерние танцы в зале, из-за которых макеты города сильно пострадали.
— Спасибо).

Интервью тьютора Ольги Шаляпиной из г. Томска

— Какое у вас впечатление о дне?
— Хорошее. Больше всего понравилась НГ-задача.
— Какое впечатление о детях?
— Приехали с целью.
— Что ожидаете от следующего дня?
— Увидеть Енисей и посмотреть на мосты...
Блог Ани Лукьяновой, тьютора из Уфы
Добрый вечер! Очень непривычно было нам, уфимцам, переводить часы не назад, а вперед :) Сейчас у нас 22:44, закончился первый день проекта, начало которого, мы, к сожалению, пропустили.

Первое задание: каждая группа должна была сконструировать часть выдуманного города «Соседство» (например, парк, шоколадную фабрику и т.д.). Во время защиты проекта, все части города сдвигались и в конце концов получился один большой город. На защиту мы как раз и успели и всё посмотрели :)

На проекте есть традиция: каждый день дети объединяются в разные группы, причем стараются подобрать такой состав, чтобы к своему педагогу дети не попадали, так как должны научиться работать в разных условиях.
На проекте около 110 детей возраста 2-4 классов. Все дети очень живые, общительные, любознательные, многие приехали не в первый раз.

Наши уфимские ребята, кроме Дамира, всё то время, что мы ждали распределения в группы, держались около меня. Дамир сразу увидел Тимофея, у которого жил в прошлом году и пошел с ним общаться) Нам выдали фирменные шапки и ручки и отправили осматриваться. Потом началось распределение по группам. В этот раз в моей группе оказался Стас, все остальные ребята разошлись по другим. Вернулись довольные, розовые, все улыбались, на вопрос как прошло, отвечали хорошо :)

Перед детьми ставилась непростая задача: сконструировать плоский мир, который представляет из себя цилиндр, суметь объяснить кто там живет, как эти существа выглядят, какие законы физики действуют и построить Олимпийское сооружение того вида спорта, который возможен в таком мире. Задачка оказалась не из простых, но все команды смогли представить свой взгляд на её решение.

В 16.00 настал волнительный момент: распределение по семьям! На мой первый взгляд соседи ребятам попались удачные, хорошие, даже как будто по характеру подходят. Этим и закончился первый день.

Назад
Дни сессии
Рассказы ребят об открытиях и интересных событиях в течение дня.
Незабываемые знакомства, большие открытия и новые победы –
в рассказах из первых уст участников проекта!
Соседство набирает обороты
Утром дети рассказали, как они жили-были со своими новыми соседями. Рассказики были разными, кому-то понравилось, кому-то нет. Многие соскучились по мамам и папам. Но новый день все расставил на свои места и прогнал немного грустные мысли.

Зарядка всегда полезная и интересная под руководством вожатых:

Я чайничек, я чайничек

У меня есть крышечка. У меня есть краник

Я маленький, Я толстенький

Ля-ля, ля-ля,ля-ля

Сегодня мы в первой половине дня доделывали свои плоские миры, допридумывали олимпийские сооружения и виды спорта, которые могут быть интересны разумным существам в этих мирах.

После обеда мы поехали на экскурсию по Красноярску. Экскурсию проводили профессор Красноярского Университета Богданов Игорь Яковлевич и зав. кафедрой автомобильных дорог Серватинский Вадим Вячеславович.

Ученые рассказали детям про мосты Красноярска. Про разные виды мостов и способы их строительства. Экскурсия была очень интересной и захватывающей.
Дети несколько раз выходили из автобуса и разглядывали мостовые сооружения в натуральную величину.

Хотите узнать, где мы сегодня были, посмотрите на десятирублевую купюру. Именно под этим мостом, дети слушали интересную экскурсию и узнавали интересные факты из истории мостостроения.

Что самое удивительное, даже те детки, которые казалось, не слушали, задавали хорошие вопросы и, приехав в школу, записали много интересных фактов в свой Бортовой журнал.

15.30 - 16.00 - каждая команда написала свою страницу для учебника «Секреты инженера». Потом дети рисовали свои собственные мосты и придумывали им имена. После этого, вложив свои работы в Бортовой журнал, отправились домой к соседям. Надо хорошо отдохнуть, завтра будем строить мост.

Работая в командах, мы можем наблюдать удивительные вещи: дети решают совсем непростые даже для взрослого задачи сообща, предлагают разные нестандартные решения, дополняют друг друга. Самым трудным оказывается необходимость выбрать одну идею, которую нужно будет защитить перед всеми. В процессе работы все дети проявляют себя по-разному. Так, Федя из Санкт-Петербурга предложил плоских существ забрасывать на стадион на катапульте, и группа его поддержала, Рината из Уфы во время защиты проекта горой стояла за докладчиков своей команды и рвалась им помочь, Рита очень четко понимает задачу, внимательно относится к соблюдению условий и правил и помогает команде их удерживать. Маша из Красноярска и Настя из Томска предлагают очень конструктивные решения, могут договариваться и бесстрашно отстаивать своё мнение перед всей аудиторией, до последнего защищая идею проекта. Настя из Красноярска занимает позицию критика в команде, в то же время не теряет из виду задачу, не боится задавать провокационные вопросы, чтобы найти правильное решение. И даже если Дамир из Уфы просто сидит рядом, он в нужный момент знает что сказать, может дополнить предложения друзей. Кирилл из Новосибирска придумал великолепных плоских круглых существ со слуховыми и зрительными анализаторами и бесстрашно их защищал. Лука из Томска и Паша из Новосибирска фонтанировали идеями на протяжении всего обсуждения. Артем из Красноярска мог спокойно в стороне что-то чертить, ничего не рассказывая, а затем выдавать продуманную им идею, которая принималась командой. Соня из Новосибирска отличается четкими комментариями и продуманными идеями по теме задания. Ян из Красноярска старше всех в команде, может держаться в стороне, но идей у Яна всегда много, все он может обосновать применительно к данной задаче. Эле из Красноярска и Стасу из Уфы было трудно включиться в командную работу, но проект набирает обороты и у ребят обязательно будет возможность проявить себя.

Проект «Соседство» дает шанс раскрыться каждому ребенку!

Тьюторы групп Анна(Уфа), Галина(Новосибирск), Татьяна(Москва)

Мосты разные как люди
Сегодня мы ездили на мосты, там мы узнали про разные фишки архитекторов, про виды мостов и мы поняли, что мосты такие же разные, как и люди.

Даша Гитман, г. Томск

Мне очень понравился мост с поворотом. Он был с лифтом и с лестницей. Ещё понравилось рисовать свой мост, а ещё, когда мы ехали в автобусе, я заснул.

Лука Белозёров, г. Томск

Мосты и их строители
Сегодня на экскурсии мы увидели и узнали о нескольких мостах, а именно: «Коммунальный» и мост несущий название «Виноградный».

Коммунальный мост — это очень большое красивое и массивное строение. Сама конструкция весит 616 тыс. тонн, а выдерживает около 7% своего веса, то есть может опускаться и подниматься. Что он собственно и делает, но не просто так, а из-за температуры, ведь разница в градусах летом и зимой почти в 70 г. по Цельсию. По результатам замеров учёных, мост зимой ниже на 62 см.

Кстати, этот мост знают все, может, не знали, что это он, но теперь вы смело можете сказать, что на бумажной купюре ценностью 10 руб. изображён именно мост с названием Коммунальный!

Никитин Женя, Томск
Мы хотим, чтобы все принимали участие в работе потока!
Сегодня нам понравилась НГ задача, точнее её продолжение, корректирование. Вчера у всех получились не точные ответы, решения, было много ошибок. Чтобы сегодня такого не было, мы разобрали эту же задачу уже в деталях. Каждая мелочь была обдумана. Мы долго думали, у нас не получалось усовершенствовать наш мир, но идеи не шли в голову. Вдруг Данил пошутил:

«А если они будут питаться Хотдогами?»

После этого у всех идеи пошли. Каждый стал высказывать своё, мы рассуждали, думали, сравнивали, выбирали лучшее. В итоге мы смогли построить мир, где всё было более правильно, подходило по большинству критериев.

Мы выяснили, что шутить очень помогает. Быть серьёзными всегда не очень-то эффективно.

У нас было очень много вопросов, но мы смогли ответить на все так, что стало понятно каждому, по крайней мере, я на это надеюсь. У нас было всего две ошибки, а по сравнению со вчерашней работой, это большой успех.

Каждая из команд в нашем потоке хорошо выступила, не сомневаюсь, что и в других потоках все улучшили свои миры. Мы могли бы поработать и лучше, если бы изменили то, что некоторые не слушали выступающих докладчиков, а делали своё дело. Не то что бы дело, а развлечение: кто-то играл в телефон, а кто-то рисовал. Нужно было слушать, а так они могли что-то не понять, ведь НГ задачу просто так не поймёшь, нужно думать.

Мы хотим, чтобы все принимали участие в работе потока!

Саша Терзи и Настя Чеснокова, 5 класс, Томск

Мы стали писать свой УЧЕБНИК!
Нам очень понравилось ездить по городу, узнавая про мосты.

Мы думаем, что каждому понравилось узнавать информацию про такую необычную профессию, про необычные сооружения. Мы очень многое выяснили, у нас был экскурсовод, который рассказывал всё про мосты. Их было несколько, все были разных размеров и видов. Мы фотографировали, как все веселились на мосту, как он был построен, какие детали.

А после обеда нас ждал большой сюрприз. Мы стали писать свой УЧЕБНИК!

Конечно же, мы только начали его писать, там ещё немного информации. Пока мы не узнали, какие команды что написали, но уверены, что они справились с заданием. Писали мы про мосты, на которых побывали, про то, как стать настоящим инженером. Возможно, кто-то это прочитает и захочет узнать про мосты. Для этого можно обратиться на сайт к соседям.

Саша Терзи и Настя Чеснокова, пресс-орг группа
Мосты: инструкция для чайников
Для постройки моста нужно:

1. Архитектор, который рисует чертежи и придумывает все мелочи. Придумывает проект.

2. Строитель, который строит все также, как скажет Архитектор.

3. Дизайнер, который украшает.

Типы мостов:

Мост: Транспорт-вода;

Аквидук: Вода-транспорт;

Развязка: Транспорт-транспорт.

Виды мостов:

Раздвижные — две стороны поднимаются и проходит корабль.

Подвижные — мост висит на двух сторонах.

Пешеходный — по нему ходят люди.

Белозёров Данил, пресс-орггруппа, Томск

***
Будем строить новый мост.
И поэтому всерьёз,
Скажем все сегодня дружно
Что для этого нам нужно:

Узнать состав воды,Посмотреть рельеф земли,
Учесть нагрузки,
Рассчитать погрузки.

Да, нелёгкая это работа,
Но мост построить охота!

(с) Команда №9

Интервью эксперта по мостам
— Сколько лет вы работаете на этой работе?

— Сорок лет.

— Вам нравится ваша работа?

— Конечно!

— Вы работаете экскурсоводом только в Красноярске или ещё в других городах?

— Нет, я не экскурсовод. Я работаю в КСФУ. Я преподаю, я же профессор. Преподаю проектирование мостов. Принимаю участие при разработке мостов, конструировании. И при строительстве.

— Вы часто проводите экскурсии?

— Не очень. Бывает, что приходится. Для студентов-первокурсников. Они ведь не знают город.

— Какое впечатление сложилось у Вас о детях?

— Хорошее. Очень умные дети.

— Спасибо.

Интервью тьютора Татьяны из г. Москвы
— Какой раз Вы на «Соседстве»?

— Второй.

— Что Вы узнали сегодня нового?

— Очень много. Что оказывается 19 видов расчётов и посмотрела сам Красноярск.

Интервью Сони из Санкт-Петербурга
— Какой раз ты на «Соседстве»?

— Первый.

— Как зовут твоего соседа?

— Лера.

— Вам хорошо вместе живётся?

— Да.

— Вы живёте только вдвоём? Ну, в смысле из соседей.

— Нет. С нами ещё соседка Арина.

— Что вы делаете обычно вместе?

— Играем в настольные игры.

— Интересно?

— Да.

— Спасибо.

Интервью команды из Уфы
— На сколько мы знаем, вы первый раз на «Соседстве»?

— Рената: Нет. Не первый.

— В Красноярске вы впервые?

— Анна (тьютор): Да, в первый раз.

— От кого вы узнали о «Соседстве»? О том, что вообще здесь будет и почему вы сюда приехали?

— Все: Учитель сказал.

— Почему вы загорелись этой поездкой?

— Рената: Не хотелось оставаться в школе. Стас: Потому что интересно. Рамир: Хотелось побывать в новых семьях.

— Что вы ожидаете от «Соседства», когда решили ехать?

— Стас: Чтобы было как в прошлый раз.

— А как было в прошлый раз?

— Рамир: Было весело. Здесь практически также как было, но различие лишь в занятости дня. Было гораздо длиннее.

— Прошло уже 2 дня. Какие эмоции у вас? Что вам понравилось больше всего?

— Стас: Вчера ничего. Сегодня — да!

— Что сегодня понравилось?

— Рамир: Мосты.

— Пожелайте что-нибудь другим командам на последующие дни. Что бы вы хотели пожелать?

— Рената: Чтобы дети, которые поедут на «Соседство» не боялись.

— Рамир: Чтобы они не боялись бывать в других семьях.

— Стас: Чтоб попалась хорошая семья.

Блог Ани Лукьяновой, тьютора из Уфы
Наш день сегодня начался с очень веселой зарядки (по крайней мере мне очень понравилась!) Такая задорная анимация и дети с удовольствием в ней участвовали :)

После зарядки мы продолжали заниматься нашим плоским миром и достраивали в нем Олимпийские сооружения. На этот раз дети подошли к задаче более ответственно и сооружения были гораздо серьезнее и продуманнее, чем вчера. Для завершения этого задания сегодня мы оставались в тех же группах, что и вчера. Ребята стали активнее включаться в процесс, задавать вопросы, да и вообще чувствуется, что уже «не первый день» на проекте.

После обеда мы поехали изучать известные мосты Красноярска под предводительством профессора Красноярского Университета Богданова Игоря Яковлевича и зав. кафедрой автомобильных дорог Серватинского Вадима Вячеславовича. Первый мост, который мы увидели, выглядит вот так:

Это Коммунальный мост, гордость Красноярска, размещенная на 10 рублевой купюре :) И вот тут, на мосту, нам наконец пригодилась вся наша теплая одежда, ветер был такой, что сносил с ног! Этот мост славится размерами (общая длина — 2500 метров), на момент завершения строительства в 1961 году это был самый длинный мост Азии и оставался таким до 2007 года. А ещё он был выстроен с использованием новаторских технологий, которые позволили сократить срок строительства и сэкономить средства. И получил кучу наград

Ребята плотным кольцом окружали нашего научного дяденьку :) а он сыпал цифрами! Длина моста, ширина моста, вес, расстояние между балками...

Потом мы побывали на другом мосту, Виноградовском, который теперь стал пешеходным, по нему можно спокойно гулять и бегать.

После полдника у нас была индивидуальная рефлексия, каждый ребенок нарисовал свой собственный мост и дал ему имя. Дети так же, как и в прошлом году, ведут бортовой журнал: записывают туда свои впечатления за день в разной форме. В конце проекта этот журнал они заберут домой.

А потом все разошлись по домам. Завтра в школе «Универс», в которой мы находимся, будет праздник фонариков, этой традиции уже много лет: за неделю до праздника в каждом классе проходит неделя Добра, они читают разные сказки, притчи, делают поделки, продают их, на вырученные деньги покупают вещи для детского дома и много других добрых дел. А в сам праздник дети вместе со взрослыми выходят на улицы города, держа в руках фонарики, как символ света, добра, и угощают всех желающих сладостями.

Интервью команды из Новосибирска
Мы хотели бы у вас узнать, вы же в первый раз на «Соседстве»?

— Все: Да.

Какие у вас вообще впечатления о «Соседстве»?

— Паша: Мне нравится выступления и разминка. Еще мне понравилось сегодня, как мы ходили на экскурсию.

Откуда вы вообще узнали о «Соседстве»?

— Маргарита: Учитель рассказала. Андрей: От мамы.

— Мама откуда узнало о нем?

— Андрей: Она от представителя школы.

— За эти 2 дня, которые вы здесь находитесь, много ли вы интересного узнали?

— Маргарита: Очень много.

— Что конкретно?

— Маргарита: Узнали, что можно делать город из всего-всего. Андрей: Я первый раз увидел такие большие мосты.

— Расскажите ваши впечатления о прошедших 2 днях.

— Паша: Мне понравилось, что два дня очень долго шли. Интересно то, что в Новосибирске мероприятия очень быстро проходят, а здесь они очень долго шли.

Что вы ожидаете от тех дней, что вас ждут впереди?

— Кирилл: Я бы хотел, чтобы были представления, мероприятия, экскурсии и задачи всякие. Маргарита: Я хочу увидеть праздничные фонарики и чтобы было интересно.

— Скажите пару пожеланий другим командам.

— Андрей: Успеха и удачи. Маргарита: Чтобы они все в одной команде, сплоченными. Галина (тьютор): Чтобы было интересно, потому что когда интересно, тогда и работать интересно.

Интервью команды из Владивостока
— Откуда вы узнали о соседстве?

— Все: Мама рассказала.

— С какими ожиданиями вы ехали на этот проект?

— Данил: Что будем конструировать, строить всякие здания.

— Какие цели вы ставили перед собой?

— Лена: Познакомиться с другими детьми из других городов. Артем: Узнать про мосты. Мне мама сказала, что здесь будут рассказывать о мостах и конструкторах, будет очень много поездок на мосты.

— Какие впечатления вы получили за эти 2 дня? Что вообще нового узнали? Содержательно было, интересно ли?

— Артем: Очень. Понравилось когда мы строили город. Данил: Изучать мосты.

— А что вы еще ждете от этого проекта?

— Артем: Многие конструкции.

А решать НГ вам было интересно?

— Все: Да.

— Были ли сложности в решении этих задач?

— Лена: Сложно было придумывать персонажей. Артем: Очень сложно было придумывать олимпийское сооружение.

Пожелание вашей команды другим командам.

— Артем: Я первой команде желаю успехов. Лена: Новых знакомств. Данил: Всем успехов.

— А вы что можете пожелать?

— Тамара (тьютор): В проекте можно пожелать только объединения, большого интереса, самое главное зачем мы приехали — это интерес.

— Еще бы хотели ездить на такие проекты?

— Тамара (тьютор): Да. Я думаю, что это только начало. Мы приехали специально, для того, чтобы понять, как это происходит вообще.

Советы начинающим конструкторам
Что необходимо знать, чтобы построить мост?

Если мост — это большой конструктор, то из каких деталей он состоит и каковы особенности их крепления?

Сколько разновидностей мостов существует и как их отличить?

Что влияет на выбор конструкции, материала, технологии его строительства в конкретном месте? Может ли школьник определить, в каком месте какой вид моста будет наиболее пригоден?

В разговоре с сегодняшними реальными инженерами мостостроительной мысли соседи узнали, что только 3 строительные организации допущены к строительству мостов на территории всей нашей огромной страны. Оказывается у нас большая нехватка инженеров высокого класса. Оказалось, что это связано с высокими требованиями к их образованию и практической подготовке. И чтобы как-то начать менять эту ситуацию своими силами мы решили создать свой УЧЕБНИК с материалами, которые нам удастся собрать за время жизни в Соседстве XIV.

Перед вами первый раздел учебника «Советы начинающим конструкторам». В него вошли материалы команд-соседей, которые сегодня своими глазами увидели, что даже в одном городе бывают разные мосты, узнали у опытных инженеров-мостостроителей, в чём особенность их конструкций.

Познакомьтесь с версиями команд, их мнение можно учесть при проектировании собственного моста.

Почему мосты разные даже в одном городе?

Дорогие читатели!

Прочитав эту книгу, Вы узнаете обо всем, что следует знать конструкторам мостов и тем, кому это интересно.

Почему в одном городе мосты такие разные?

Мосты всегда будут разными, в каком бы то ни было городе.

Это зависит от архитектора, конструктора, дизайнеров, строителей. У всех этих людей своя роль, каждый принимает участие в его создании. Типаж моста зависти от года постройки, вида местности (стихийных условий), культуры, но больше всего от бюджета, выделенного на строительство.

Какие бывают мосты?

Все мосты разные, но есть их виды. Есть мосты подвесные, раздвижные, пешеходные и другие.

Также они могут быть разных размеров, какие-то имеют лестницы, какие-то нет.

Пресс-орггруппа

Строение моста зависит от:

— ширины реки

— глубины

— рельефа местности

— назначения моста (пешеходный, автомобильный, железнодорожный)

— меры промерзания реки, потому что если мы поставим опору там, где вода не замерзает, то мост может рухнуть.

— от индивидуальности и красоты города, нужно, чтобы мост соответствовал архитектуре зданий.

Команда 1: Коновалова Соня, Баталов Илья, Меновщикова Настя, Полежаева Марго, Горковенко Никита, Цай Тимур, тьютор Алена Трухина (Владивосток).



Мосты разные:

— Из-за разных природных условий. В разных местах Енисея скорость течения разная, потому и опоры разные.

— Из-за характера разных строений в городе. Например, рядом с цирком нужен был бы мост в веселом стиле, а неподалеку от более строгих учреждений нужен выдержанный мост.

— Из-за разной почвы на дне реки.

— Из-за разной технологии.

— Из-за размеров судов, проходящих под мостом.

— Из-за предназначения.

Команда 2: Шандыбаева Эля, Елецкий Федор,Шарафутдинова Рината,Белозёров Лука, Войнова Рита, Ким Артём, тьютор Галина Барышева (Новосибирск).



Соседство — классная вещь. Сегодня мы учились конструировать мосты, и мы спешим поделиться с вами.

Мосты бывают разные: пешеходные, автомобильные, железнодорожные, и для красоты. У всех архитекторов свое вдохновение и они воплощают то, что им нравиться. У мостов много типов: арочные, балочные, балочно-арочные, подвесные.

В Красноярске самый тяжелый Коммунальный мост — 660 тысяч тонн. Он завоевал золотую медаль и попал в книгу рекордов Гиннеса.

Чтобы сделать мост, его надо хорошо проконструировать, не упуская ни одной детали. А то случиться непредвиденное.

Однажды решили сэкономить и балки сделали высотой не 200 метров, а 160. И это оказалось неудобно. Появился «танцующий мост» в Волгограде.

Чтобы получить хороший подвесной мост, нужно ванты (скрученные стальные тросы) делать на одном заводе, и не меньше 7 см. А в глубину грунта уходить не менее 2 с половиной метров (это глубина промерзания грунта в Красноярске). Маленький мост на Копылова заглублен на 20 метров в грунт. А прогибаться посередине мост может не больше, чем на 1/400 часть своей величины.

Разные мосты строят, чтобы показать свои труды в городе гостям и иностранцам, своим родным.

В каждом месте нужен свой мост.

Команда 3: Солдатенко Настя, Музафаров Амир, Дьяченко Никита, Иванова Полина, Добрынина Света, Елескин Егор, тьютор Инна Карелина (Красноярск).



Даже в одном городе мосты могут быть разные, потому что надо смотреть на это место, где мост находиться, и на его красоту, на дома и строения вокруг. В центре города строятся красивые, эксклюзивные мосты.

В зависимости от глубины и ширины реки, учитывая приливы, разливы и отливы, строят разные конструкции: арочные, подвесные, раздвижные, с опорами.

Можно использовать разные материалы: железо, бетон, дерево. Можно построить железобетонные мосты.

И, в общем, одинаковые мосты — это скучно.

Команда7: Петушкова Настя, Каримов Дамир, Пантелеева Арина,Суровцев Вадим, Мут Кирилл, Соломина Соня, тьютор Татьяна Мужагитова (Москва).



Интересно, почему мосты разные, спросите вы?

Во-первых, потому что реки бывают разные: широкие и глубокие. Во-вторых, не у всех есть возможность запастись нужными материалами и достаточными средствами.

Конструкторы и архитекторы бывают неопытные. Неинтересно делать одни и те же мосты. Также влияет среда обитания (сильный ветер, разные страны, климат). Не бывает одинаковых архитекторов! Мосты строили в разные времена, поэтому они отличаются друг от друга! Мосты предназначены для разных целей!

Команда 14: Колесникова Настя, Гавришина Маша, Харсеев Стас, Вииниапу Ян, Мальцева Карина, Трухин Артём, тьютор Анна Лукьянова (Уфа)



Мосты разные для разного транспорта. В Красноярске много мостов и они разные. Они разные, потому что у архитекторов разные фантазии. Для того, чтобы подходило под стиль окружающей среды.

Команда №10: Кацер Катя, Туженков Ярослав, Казанков Андрей, Ганночка Анфиса, Будзяновская Полина, Суханова Татьяна, тьютор Светлана Конева (Красноярск)



В городе Красноярске всего 48 мостов. 4 из них занесены в книгу рекордов Гиннеса: коммунальный, железнодорожный, вантовый. Но самый интересный факт, что все они разные. Почему?

— Разные архитекторы

— Разный рельеф земли

— Разный материал для постройки моста

— Глубина и состав воды

— Что находится на дне

— Сила течения

— Для чего нужен

— Под каким углом находятся противоположные берега

Все эти причины показывают, что мосты должны быть разные. И он этого зависит, сколько он прослужит.

9 команда: Клочнев Паша, Крапивец Таня, Локтионова Майя, Юдаева Таисия,Тарасова Анна, Ян из Москвы, тьютор Галина Донова (Красноярск)



Мосты в городе разные, чтобы было интересно жить, ведь когда все мосты одинаковые, то будет скучно.

Поиск инженерных идей, можно узнать много нового.

Чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса.

12 команда: Павлюк Ваня, Шебаршева Лиза, Лантух Лиза, Агеенко Алёна, Букбантаев Глеб, Карпов Никита, тьютор Анна Мокроусова (Красноярск)



Почему в одном городе разные мосты?

Разные мосты — это разные материалы для строительства, разные берега, разная ширина, разные надобности, разные узоры, разные реки, разное течение реки.

Чем больше основы и ближе расстояние между ними, тем крепче мост. Прочность моста зависит от материала.

Мосты предназначены для разных предназначений. Еще конструкция моста зависит от ширины и течения реки.

13 команда: Леонова Полина, Черненок Михаил, Герман Даниил, Бахтина Алиса, Белозеров Сева, Прадед Катя, Бажанов Илья, тьютор Настя Ренде (Томск)



Мосты. При строительстве необходимо учесть:

— Учет ширины реки.

— Состав дна реки.

— Предназначения моста.

— Течения реки.

— Высота берега

— Глубина.

— Наличие морских, речных судов.

— Мнение архитекторов.

— Погодные условия.

—Время создания мостов.

— Из-за средств (сколько денег)

15 команда: Юшков Данил, Лапценко Костя, Евстигнеев Демид, Скретнева Настя, Лихобабаин Данил, Лоскутов Миша, тьютор Лариса Феоктистова (Красноярск)



Мосты разные, потому что...

…Строители мостов пробуют, какой способ строительства лучше.

…Они создаются для разных целей — пешеходные, автомобильные, железнодорожные.

…Чтобы город был красивее, чтобы не был серым и однотонным.

…Если река глубже, то столбы-опоры более длинные, толстые, мощные, их мощь зависит от скорости течения реки.

…Если река горная, то лучше делать навесной мост.

6 команда: Фадеева Лена, Борисова Арина, Замешаев Миша, Андреев Егор, Антон Пименов, Дамова Вика, Евгения Мельник (Красноярск)



В одном городе все мосты разные, потому что длина зависит от ширины реки, а в разных местах она разная. А ширина моста зависит от количества транспорта. Высота зависит от разницы высоты берегов. Кроме того должны учитываться непредвиденные обстоятельства. Например, при разрушении дамбы наводнением, мост не должно затопить. А еще мост должен вписываться в архитектуру города.

Команда 8: Островерх Артемий, Солуянова Лена, Анохина Соня, Аблова Настя, Пономаренко Костя, Якушевич Никита, тьютор Татьяна Шпедт (Красноярск).



Мосты разные, потому что средства передвижения разные и мосты построены по разным рекам (река Енисей, река Кача). А также мосты отличаются своей продолжительностью — длиной и высотой, это зависит от длины и глубины водоёма.

11 команда: Шепенок Андрей, Герасимова Ксения, Степанова Даша, Лушников Тимофей, Казанков Вова, Фролов Лев, тьютор Наташа Худоногова (Красноярск)



Строить одинаковые мосты нельзя, неинтересно.

Мосты могут отличаться по времени постройки: первый мост строили в 1956, а другой позже.

Мост могут назвать в чью-то честь. Если бы мосты были бы одинаковые, то и название одинаковые. Не может же человек умереть дважды.

Должно быть уютно: какие-то в этом месте нельзя строить. Везде разные условия: где-то болото, где-то быстрое течение, где-то трещина в земле, грунт размывается.

Одна река маленькая, а другая большая. Из-за сильного течения деревянный может повалиться, а на маленькой реке может быть деревянный.

Разные есть материалы, а значит и мосты разные.

На одном мосту машины ходят, а на другом — люди. Значит, один будет широкий, а другой узкий.

По красоте они разные.

Команда 4: Девятловский Витя,Тюмрюков Георгий, Мужагитов Роман, Быкова Агата, Храповицкая Ангелина, Щербенко Даша, тьютор Катя Марина (Санкт-Петербург)



Мосты разные, потому что их строят разные люди и в мире постоянно развиваются технологии! Также всё зависит от реки, от ее ширины, от ее мощи. Так как строят разные люди, у них разные отношения к красоте, поэтому получаются разные архитектуры. В городе могут быть разные рельефы, а значит и разные мосты. А вообще одинаковые мосты строить скучно!!

Команда 5: Хлавич Семён, Гоняева Оля, Кирюшкин Илья, Клименко Владислава, Солоневич Саша, Виштунц Настя 3, тьютор Тамара Агальцова (Владивосток)

Назад