Благодарим семьи Ростова-на-Дону, которые принимали у себя соседей из Владивостока, Томска, Уфы, Новосибирска, Красноярска, Санкт-Петербурга!

семья Вул Максима

семья Карпова Артема

семья Остапцова Кости

семья Сурковой Александры

семья Шапошниковой Лады

семья Жуйкова Леши

семья Хачатуровой Риты

семья Гришкевич Артема

семья Сырцевой Вероники

семья Арабачан Назара

семья Федосимовой Ивы

семья Бородиной Насти

семья Горькова Ромы

семья Черкашиных Тихона и Вари

семья Киреева Тимура

семья Кудинова Артема

семья Овчаренко Ники
КОМАНДА СОСЕДСТВА XXIV


Ростов-на-Дону

Светлана Рыбникова — общее руководство организацией сессии Соседство XXIV, руководитель Монтессори-центра «Умнички»

Евгения Марченко — менеджер и тьютор образовательной программы Соседства XXIV, педагог начальной школы Монтессори-центра «Умнички»

Денис Ляшенко — тьютор Соседства XXIV, организатор похода на футбольный матч на стадионе «Ростов-Арена», педагог начальной школы Монтессори-центра «Умнички»

Татьяна Луценко — тьютор Соседства XXIV, педагог начальной школы Монтессори-центра «Умнички»

Марина Зотова — тьютор Соседства XXIV, психолог Монтессори-центра «Умнички»

Ирина Галина — тьютор Соседства XXIV, ассистент педагога начальной школы Монтессори-центра «Умнички»


Томск

Ирина Евстигнеева — руководитель проекта «Соседство», ведущая дня «Конструирование мостов», тьютор монтессори-классов школы «Эврика-развитие»

Влада Борина — логистика Соседства XXIV, тьютор орггруппы, ведущая дня «Конструирование мостов», тьютор монтессори-классов школы «Эврика-развитие»

Катерина Григоренко — вечерний тьюториал для тьюторов, разработчик и редактор сайта проекта «Соседство», тьютор орггруппы Соседства XXIV, преподаватель Томского государственного университета, бизнес-тренер

Кира Сикорская — тьютор Соседства XXIV, тьютор монтессори-классов школы «Эврика-развитие»

Ксения Морозова — тьютор Соседства XXIV, родитель монтессори-классов школы «Эврика-развитие»


Москва

Антонина Лагутина — тьютор Соседства XXIV, учитель Citrus Montessori School «Наши Пенаты»


Уфа

Гузель Зарбеева — тьютор Соседства XXIV, модератор группы ВК Соседство XXIV, педагог Уфимского Монтессори-центра «Солнечный круг»


Владивосток

Инна Подвышевская — тьютор Соседства XXIV, педагог ЧОУ Школа-детский сад «Вершина Монтессори»


Санкт-Петербург

Алёна Трухина — тьютор программы Соседства ХХIV, ведущая экономической игры, сайт проекта «Соседство», родитель «Санкт–Петербургской Монтессори-школы Михайловой»


Новосибирск

Анна Любченко — тьютор Соседства XXIV, руководитель образовательного портала «Научилус»


Красноярск

Анна Мокроусова — тьютор Соседства XXIV, педагог гимназии «Универс»

Татьяна Бобренок — тьютор Соседства XXIV, разработчик игры «Город», педагог Монтессори-центра «Зебра»


ОРГгруппа

Ростов-на-Дону: Вероника Сырцева (7 класс), Ксюша Юрченко (4 класс)

Томск: Матвей Криволапов и Яна Зубрицкая (6 класс), Света Черепанова (4 класс)

Владивосток: Горбенко Никита и Саша Куроедов (5 класс), Саша Киселькова (4 класс)

Москва: Варвара Тищенко (7 класс), Фаддей Кольцов и Евгений Котов (6 класс)

Красноярск: Никита Телышев (5 класс)

21–26 марта 2017 г.
Сессия XX
Сила соседства
дома и улицы города Томска и его окрестности
Сторителлинг XX сессии
Юбилейная сессия Соседства будет построена как тренировка разных качеств, которыми, на наш взгляд, должен обладать любой сосед, да и просто современный успешный человек. Интеллектуальные размышления, изобретательность и креативность будем развивать на разных интересных площадках города: в научных институтах, в театрах и клубах, в мастерских людей, которые «умеют это делать», в музейных и городских квестах и т.д. Мы будем тренировать инициативность и ответственность во время всех проб и путешествий. Командность и умение действовать индивидуально, будем прорабатывать с незнакомыми (на первом этапе) детьми и взрослыми. Не только во время проекта, но и в семьях наших соседей.

Сессия программы включает в себя решение учебных задач, немного теории, знакомство с реальными практиками и мастерами «на месте», самостоятельные пробы и обсуждение результатов проб с профессионалом.

Расселение ребят в семьях томичей способствует расширению круга общения и получению опыта самостоятельного выстраивания отношений с новыми людьми: взрослыми и сверстниками. У нас появятся новые СОСЕДИ!
День в сессии
Каждая сессия программы включает в себя немного теории, знакомство с образцами культуры «на месте», самостоятельные пробы и обсуждение результатов проб с профессионалом.
Расселение ребят в семьях томичей способствует расширению круга общения и получению опыта самостоятельного выстраивания отношений с новыми людьми: взрослыми и сверстниками. У вас появятся новые соседи!
1 день
2 день
3 день
4 день
5 день
6 день
Наша сессия
Назад
Бортовой журнал
Участники проекта делятся своими наблюдениями и открытиями в один из дней сессии. Рефлексируют, познают и открывают много нового для себя
Привет, сосед! С чем ты приехал на «Соседство»? Чего от проекта ты ждешь? Чтобы хотел узнать? А что увидеть?
Я хотел увидеть друга. Ян Башкиров, г. Томск

- Хочу узнать всех людей, которые на «Соседстве». Илья Эфтимович, г. Томск

- Я жду от проекта, чтобы мы с соседом сошлись и подружились. Я хотел увидеть все памятники Томска и хотел узнать больше о Томске. Даниил Заворотный, г. Владивосток

- Я бы хотел узнать город Томск, увидеть в Томске музей и жду новых друзей. Алексей, г. Красноярск

- Я жду улыбок и радости других людей, когда у меня будет плохое настроение. Таня Банникова, г. Томск

- Я жду чего-нибудь необычного, потому что это юбилейное соседство. Я бы хотела узнать много нового и познакомиться с разными взрослыми и детьми. Увидеть бы хотела что-то новое и необычное в моем городе. Яна Зубрицкая, г. Томск

- Когда я пришла на «Соседство», я хотела увидеть хотя бы одну из своих подруг Катю из Новосибирска или Ксюшу из Красноярска, но никто не приехал. Я хотела узнать что-то новое из НГ-задач или экскурсий. Хочу, чтобы проект прошел весело и интересно. Напрюшктна Вика, г. Томск

- Я бы хотела узнать, какие великие архитекторы жили в Томске. Я бы хотела попасть в мастерскую к Леонтию Усову. Настя Локотко, г. Томск

- Как всегда, жду НГ-задачу про то, как измерять командность соседа. Ксюша Толчинская, г. Томск

- Я хочу узнать моего соседа, новых людей и если получится, найти друга. Беспалова Катя, г. Томск

- Я бы хотела увидеть разных мастеров мира и попробовать смастерить что-нибудь. Соня Пушкова, г. Томск

- В этот раз на проекте я хочу научиться работать в команде. Я хочу усовершенствоваться в решении НГ задачи. Я хочу увидеть что-то новое в Томске. Новиков Михаил. г. Томск

- Я жду веселья, новых знакомых и хочу узнать, что такое ноогеновская задача. Лиза Суходолина, г. Томск

- С интересом, какая будет семья. Я жду веселых и интересных друзей. Егор Гутов, г. Кемерово

- Я жду дружбы с соседом. Я бы хотел узнать, учатся ли сейчас некоторые люди в нашем городе строить такие резные деревянные дома. Илья Мандрик, г. Томск

- Я хочу поучаствовать в мероприятиях, квестах и порешать задачи. Никита Гашков, г. Томск

- Побыть у соседа и понять, как будут воспринимать меня. Чтобы нам дали возможность рассказать, что тебе понравилось в семье или чем не понравилось. Узнать, как вести себя в семье и послушать, как другие про это рассказывают. Илья Абзалов, г. Кемерово

- Я приехала с интересом к новым НГ задачам. Мне нравится их решать. Я жду знакомства с интересными местами в Томске. Куренкова Вика, г. Кемерово

Дни сессии
Рассказы ребят об открытиях и интересных событиях в течение дня.
Незабываемые знакомства, большие открытия и новые победы –
в рассказах из первых уст участников проекта!
В чем сила Соседства?
Вот и наступил долгожданный день! Прилетели в Томск на «Соседство»!
В этом 2017 году значимая – юбилейная сессия 20! «Сила Соседства». В чем она эта сила? На мой взгляд в Постоянстве! Важное качество – удержать то, что ВАЖНО, Значимо. Не просто удержать, а развивать! Тот маленький ручеек, который был открыт много лет назад, сейчас постепенно превратился в поток!
Сила Соседства в людях, которые внутри и вне проекта. Те, кто внутри втягивают своими идеями тех, кто снаружи! Приглашенные люди грамотно делают свое дело, вовлекая детей и взрослых!
В аэропорту дети рассказывали, как волновались перед поездкой. Алена: «Я сегодня плохо спала, переживала как все сложится». По дороге в Томскую школу дети разглядывали город за окном, всматривались в окружающие дома. Варя: «Какие красивые дома в Томске!»
В школе нас уже ждали Соседи! Знакомимся, играя…
Впереди много что ждет всех нас Соседей! Будут встречи, будут неожиданности, будут интересные исследования!
До завтра, Соседи!

Анна Мокроусова, тьютор, Красноярск
В нашем полку прибыло
XX юбилейная сессия соседства. Почти в центре России, в сибирском снежном городе встретились не только "старые" соседи. В нашем "полку прибыло".

Некоторые прибыли прямо с трапа самолета и погрузились в атмосферу соседства.

Разделившись на группы, дети складывали оригами, играли в шахматы, делали растяжку, ловили от "соседа" спортивные палки. Вот так все и встретились.

После вкусного обеда 12 группа: Акулов Александр, Шамардин Лев, Шиман Федор, Прокшиц Арина, Гашков Никита, Черепанова Света и Алена из Томска решала необычную ноогеновскую задачу. Про то, как оказывается важно каждому члену группы обладать высокой степенью командности и как сложно измерить эту степень.

Группа, состоявшая больше чем на половину из новеньких соседей, включая тьютора, с поставленной задачей справилась. По оценки экспертов, ребятам удалось дать определение командности, инсценировать способ ее измерения и сделать попытку доказать важность этого измерения.

День закончился расселение в семьи томичей. Что нас ждет завтра?

Ившина Валентина, тьютор, Красноярск

Разошлись по томским семьям счастливыми
Сегодня началась юбилейная, т.е. двадцатая сессия межрегионального проекта «Соседство»! Приятно, что такие проекты поддерживаются разными школами нашей страны.

Мне очень нравится то, что ввели новый формат: релакс-студии. Мы с друзьями вели станцию с названием «шахматы». Сначала ребята, которые у нас были решали задачи, а затем мы пошли обедать.

После обеда мы решали НГ задачу. Она звучала так: «Постройте мир, в котором существа умеют измерять «командность» и им это необходимо». После того как все решили, выступили и выслушали мнение эксперта, мы пошли на полдник.

Потом прошла уже привычная рефлексия и вот… началось самое интересное! Распределение по семьям. Это событие было полно неожиданностей и все разошлись по соседям счастливыми. Вот такой вот был 1 день соседства. Что же будет дальше?

Никита Бычков, орггруппа, Томск

Первый день – буря эмоций
Сегодня в Томске начался проект «Соседство ХХ». Начало дня было очень взбалмошным и везде царила какая-то суета и волнение. До момента приезда оставшихся участников проекта, шла активная подготовка к встрече. Когда настал момент приветствия, орггруппа сработала очень оперативно. Волнение ушло само.

Позже нас разделили на команды и рассказали о задаче Нооген. В ней нужно было раскрыть тему «Командности» и придумать свой мир со своими правилами и законами. Когда я начала работать в группах, у меня не было идей, но Арина (наш тьютор) начала рассуждать, и я уже по ходу подготовки стала понимать, о чем идет речь. Мы придумали вполне логичное и несложное объяснение. В общем, я без труда и волнения рассказывала некоторые детали. Мне понравилось работать в группе и решать эту задачу.

Очень понравилась идея с Биржей Знакомств. Она проходила в актовом зале. Все вовлеклись в процесс игры, каждый нашел с кем-то что-то общее.

Этот день доставил мне бурю эмоций: восхищение, радость, чувство ответственности и капельку волнения. Я надеюсь, что так будет на протяжении всей недели.

Садощенко Виктория, орггруппа, Красноярск

Мир, в котором ценят командность
Сегодняшний день был наполнен счастьем, радостью и разными неповторимыми моментами, и ситуациями.

Все началось со знакомства. Соседи ходили по всему залу и выясняли интересы друг у друга, записывали тех, у кого они схожи.

Также на этом Соседстве появились релакс-студии, которые начинаются перед обедом, где можно просто позаниматься чем-то расслабляющим, например, я вела студию медитации. Детям очень понравился такой формат, да и мне тоже.

Затем мы решали НГ задачу, в ней нужно было придумать мир, в котором ценят командность и умеют ее измерять. Разработать способ измерения и было нашей задачей.

В конце дня детей из других городов распределили по семьям. У всех была разная реакция на своего соседа. Кто-то был рад, а кто-то не очень... Но потом, думаю, они подружатся и не захотят расставаться!

Сегодня я попробовала себя как тьютор. Это было сложно, но интересно, так как теперь моя роль была не в том, чтобы решить саму задачу, а чтобы помочь детям сделать это самостоятельно. Конечно, я подсказывала свои идеи, но все равно старалась привлечь группу к решению и общему обсуждению. Безусловно, сегодня я получила большой и ценный опыт для себя.

Софи Анохина, орггруппа, Томск

Первый день самый важный
Сегодня был первый день: знакомство, веселье, новые контакты и общение.

Первый день всегда самый важный и животрепещущий. Именно сегодня мы можем хорошо пообщаться, познакомиться, узнать друг друга лучше, а главное показать «кто ты» детям.

Мой день начался с Сониного звонка в 7:00 с целью оповестить меня, что приходить нужно к 9:00, но я пришла к 10:00, ибо первое: Соня меня разбудила, второе я уже запланировала прийти к 10.

Приехав в школу, необходимо было сразу влиться в работу, все чем-то занимались и были увлечены. Я первым делом со всеми поздоровалась, а потом уже начала доделывать карту Соседства 20, обустраивать зону для газеты и так далее.

До обеда я провела в релакс-студии мастерскую рисования «Абстракционизм». Мы там просто рисовали космос, делая красивые разводы кистью и красками. Потом это прекрасное полотно пошло в фонд деланья газеты. Процесс всем понравился, но, по-моему, было как- то скучновато, поэтому завтра мы будем делать открытки!!! Надеюсь, это увлечет детей больше.

Я сегодня была тьютором на НГ-задаче. Не скажу, что это было трудно, ведь у меня в команде были подростки, а не дети. Очень люблю работать с подростками, они адекватней. Мы создали классный ответ решения этой задачи, постаравшись все вместе.

С рефлексии я ушла, чтобы написать этот текст и поскорей пойти домой. Так что считайте этот текст написан вместо рефлексии (ВАЖНО: рефлексия была детской, а не подростковой).

Арина Борисова, орггруппа, Томск

Первые удивления
Я первый раз на соседстве и для меня было удивительным, что задачи с большой степенью неопределенности дают решать детям младшего школьного возраста.

Я был удивлен, что ребята могут так свободно разговаривать, выражать свои мысли законченными фразами. На вечерней рефлексии я увидел, что для многих было привычным заполнение «бортовых журналов», в которых участники могут рефлексировать свои действия в течение дня, отмечать важные для них события.

Был удивлен высоким уровнем работы Дарьи Гитман, члена орггруппы.

Она анализировала выступления участников ноогеновской задачи, указывала на спорные моменты, следила за мыслями докладчиков.

Осипов Евгений, тьютор, Томск

День знакомства и улыбок
Первый день Соседства для меня был наполнен интересными знакомствами, улыбками, приятными встречами.

Приятно впечатлила меня совместная работа в команде во время решения Ноогеновской задачи. Куренкова Виктория оформила основную часть решения задачи нашей группы, провела презентацию, легко формулировала вопросы и давала обратную связь каждой выступающей команде.

Татьяна Луценко, тьютор, Ростов-на-Дону

Каково быть организатором
Я, Хлопцов Сергей впервые был на соседстве в качестве организатора, и второй раз на проекте вообще.

Я и несколько моих друзей вели релакс- студию «Шахматы». Нам не хватило шахматных досок, потому что мы не рассчитали количество людей, которые пошли туда. Я очень удивился этому, ведь не ожидал, что шахматы будут так интересны ребятам.

Потом был обед, было очень вкусно.

Дальше было знакомство, где проводились игры.

Следующим этапом работы была Ноогеновская задача, надо было придумать, как измерять «командность».

После НГ задачи было распределение соседей по семьям и рефлексия.

В этот день я почувствовал, каково быть организатором и этот день мне понравился.

Сергей Хлопцов, орггруппа, Томск

Задачи дня
Вот и закончился первый день двадцатого юбилейного соседства.

Он был очень запоминающимся, а именно тем что, дети были полны энтузиазма и энергии для решения задач «нооген».

Задачей на этот день стало создать такой мир, в котором существам будет необходима в жизни «командность». Плюс решения такой задачи был в том, что можно было использовать всю свою фантазию, но единственной границей была логика построения мира для существ.

К сожалению не всем командам удалось удержать эту задачу. Почему же? Некоторые команды акцентировали внимание на презентации своей работы, и иногда просто забывали про главную задачу.

Еще мне запомнилось, как соседи работали на рефлексии. Они были полностью погружены в мир размышлений и воспоминаний, т.к. детям нужно было вспомнить весь прошедший день, вписать запомнившееся событие на карту.

И последним событием первого дня стало распределение приезжих соседей в семьи к томичам.

Идман Настя, орггруппа, Томск

Наблюдения дня
Сегодня мы очень продуктивно работали в группах, решая НГ задачу: нам нужно было построить мир, в котором должна быть «командность». То есть мы должны были объяснить, что такое «командность», зачем она нужна и построить мир, условия и т.п., в котором можно или нельзя обойтись без командной работы и объяснить это.

Мне понравилось, что наша группа состояла только из подростков, поэтому мы справились с этой задачей хорошо и быстро.

Так же мне понравилось расселение, потому что было интересно наблюдать за реакцией детей на их соседей, некоторые дети были уже знакомы и рады тому, что живут вместе, а некоторые встретились впервые и долго изучали друг друга взглядом.

Ганночка Анфиса, орггруппа, Красноярск
Я узнала много нового и расслабилась
В сегодняшнем дне мне больше всего понравилось релакс - студии и НГ задача.

Каждый мог выбрать какую-нибудь станцию, в которой мог расслабиться. Например, я выбрала релакс-студию медитации «Расслабон». Мне там очень понравилось.

в НГ задаче каждая команда сделала свой вариант решения и благодаря этому я узнала много нового.

Пономарева Дарья, орггруппа, Красноярск

Как я получил должности в Соседстве
Сегодня прошёл первый день юбилейного регионального проекта «Соседство».

Я с ребятами собрались на ковре. Это место в школе, где мы иногда собираемся, чтобы что-то обсудить. Мы обсудили тему , что будет происходить на этот день.

Меня взяли в орггруппу, в которой я должен помогать детям младше меня.

Мне дали должности: накрывать столы в столовой, проводить зарядку и помогать делать газету.

Нас собрали в актовом зале (в которой произошла маленькая лекция о нооген. задачах).

После дали одну задачу и время её выполнения (40 минут). Мы её решили. Всем понравилось.

Попов Виталий, оргруппа, Красноярск

Короткий день
Сегодня первый день, и мы, красноярцы, на него немного припоздали.

По рассказам других членов орг. группы я узнала о релакс- студиях. И уверенна, что это было интересно.

После обеда нас собрали в актовом зале, и начали расспрашивать о том, зачем нам нужно что-либо мерить, в пример привели линейку. " А вот как померять насколько добрый человек?"— спросили нас. Этим вопросом нас все ближе и ближе подводили к теме Ноогеновской задачи. Я их решала много раз, и я люблю это делать. Вся наша команда с энтузиазмом записывала условия. Итак, побежали решать!

Мне понравился этот день, хоть он был коротким для меня. Я надеюсь, что это юбилейное соседство будет с каждым днем все интереснее и интереснее.

Шендыбаева Элина, орггруппа, Красноярск
Помочь, чтобы не помешать
"Я впервые на проекте "Соседство". В первый день я переживала ситуацию неопределенности и неизвестности вместе с детьми.

Мне понравилось, что есть такое время, когда детям можно расслабиться и отвлечься от основного процесса - это релакс-перерывы. Сегодня я сама была ведущей одного из релаксов - я вела растяжку. Получилось расслабиться вместе с детьми.

Во второй половине дня нас ждала Ноогеновская задача. Для меня, как для тьютора, стояла важная задача: помочь детям так, чтобы не помешать, не навязать свое мнение, а лишь сопровождать, направлять их в этой ситуации неопределенности.

В некоторые моменты было сложно удержать внимание всех участников: дети разновозрастные, с разным опытом. Тому, кто уже был на решении НГ задачи, было проще сориентироваться, а некоторым новичкам было сложно преодолеть неопределенность и включиться.

В целом, нашей команде удалось успешно представить свои результаты и задавать хорошие вопросы другим командам. Особенно выручал команду Новиков Миша (Томск) - он брал на себя ответственность, вступал в роль лидера и следил за ходом мысли команды и других участников, все это удерживал.

Порадовало, что нашей команде единственной удалось четко сформулировать определение командности, а также придумать такую систему измерения, которая не противоречила определению.
В конце дня, на рефлексии, были некоторые трудности в заполнении карт и рефлексивных листов у тех детей, кому было сложно на НГ задаче.

Ждем завтра! Дальше - интереснее!

Екатерина Ступаренко, тьютор, Томск

Назад
Бортовой журнал
Участники проекта делятся своими наблюдениями и открытиями в один из дней сессии. Рефлексируют, познают и открывают много нового для себя
Кто такой мастер?
Сегодня тебе и твоей команде уже удалось увидеть, а может быть, и попробовать какое-то из ремесел и записать 10 признаков мастера. Напиши, в чем ты можешь считать себя мастером?

- Я мастер в рисовании людей, в исполнении каких-либо акробатических трюков, в рисовании автопортретов. Настя Локотко, г. Томск

- Я бы могла назвать себя мастером скрипки и общения, а еще рисования! Соня Пушкова, г. Томск

- Я считаю себя мастером в писании и чтении стихов. Сегодня я побывала в мастерской у мастера глины и лепила сову. Я увидела, как мастер делает крынку. Она – действительно мастер! Вика Напрюшкина, г. Томск

- Я считаю, что я мастер рисовать и придумывать картинки. Мастер – это тот, кто хорошо знает свое дело. Света Черепанова, г. Томск

- Мастер - очень опытный в своем деле. Он качественно выполняет дело и долго им занимается. В это дело он вкладывает всю душу. Он любит свое дело. Яна Зубрицкая, г. Томск

- Я мастер игр-головоломок. Мастер любит свое дело, знает его лучше всех, умеет придумывать и учить других. Вова Семенчук, г. Томск

- Мастер умеет что-то хорошо делать, ему нравится это делать, он умеет это делать лучше, чем другие, может научить другого.

Я –мастер по флейте. По драке, по юди, по уборке, по исканию. Кирилл Якушевич, г. Томск

- Мастер – это профессионал своего дела, с него можно брать пример. Я считаю себя мастером танца. Куренкова Вика, г. Кемерово

- Я мастер: в строгании из дерева.

Настоящий мастер имеет вдохновение, имеет признание от людей, должен быть лидером в силе, в точности, в аккуратности, в красоте предмета, в ловкости, в терпении. Банин Никита, г. Томск

- Я, например, мастер работать в команде. Я помогаю друзьям делать спектакль. Арина Сокольникова, г. Томск

- Настоящий мастер не делает ошибок в работе. У него просто нет права на ошибку. Шиман Федор, г. Кемерово

- Мастер аккуратный, усердный, профессионал, талантливый, неповторимый, знает особые способы. Даша Толстякова, г. Красноярск

- Я мастер по юди, по конфетам. Мастер любит свое дело, он хочет и умеет это делать лучше, чем другие и может научить других. Илья Эфтимович, г. Томск

- Мастер делает свое дело правильно. Он умный. Я – мастер ставить сценки. Алексей. Г. Красноярск

- Я-мастер по плаванию, по быстрому чтению, по разным играм, кроме настольных. Зиновьева Инна, г. Красноярск

- Я мастер в танцах, в скалолазании, в учебе, в плетении браслетов, в рисовании. Гутов Егор, г Кемерово

ему нравится его делоумеет его делать хорошоон это делал и пробовал очень долгоон это делает очень быстро.
Ян Башкиров, г. Томск

- Я – мастер в пионерболе. Никита Горбенко, г. Владивосток

- Я – мастер в компьютерных играх. Мастер – это тот, кто умеет, любит, хочет, придумывает свое, может научить другого Яромир Седунов, г. Томск

- Я – мастер в шутках (я решила не сама, а спросила у лучшей подруги). Мастер – это тот, который хорош в одном деле. Беспалова Катя, г. Томск

- Я – мастер в боевом искусстве. Мастер – это человек, который долго обучался и очень хорошо знает свое дело. Добрыня Клименко, г. Томск

- Мастер – это человек, который хорошо разбирается в своем деле, если говорить мастер – это учитель, а не ученик. Я – мастер по рисованию людей. Лада Шипенок. г. Томск

- Мастер всегда учится. Он умеет находить ошибки и знает результат заранее. Иршенко Семен, г. Томск

- Я- мастер в плетении резинок. Я сплела для своего лисенка одежду, игрушки. А еще плету браслеты и придумываю схемки из резинок. Я плету красиво, быстро, аккуратно, плету много, с любовью, потому что хочется плести. Катя, г. Красноярск

- Мастер – это человек, который долго учится и учитывает ошибки и их не допускает. Герман Пашных, г. Красноярск

Если бы тебе предложили придумать интересный проект для маленьких детей, каким бы он был?
- Про космические корабли будущего. Яромир Седунов, г. Томск

- Я бы хотела, чтобы все сидели на милом коврике и занимались чем-то, что им интересно.Таня Банникова, г. Томск

- Мы бы путешествовали по карте, которую я бы придумала. Было бы очень интересно. Соня Пушкова, г. Томск

- Просто пилить доски. Иршенко Семен, г. Томск

- Проект должен быть веселым, интересным, интерактивным, познавательным. Беспалова Катя, г. Томск

- Развлекательные эксперименты для всех возрастов. Илья Абзалов, г. Кемерово

- Я бы открыла школу танцев для глухих детей. Куренкова Вика, г. Томск

- Я бы сделал проект о том, почему в космосе нет воздуха. Добрыня Клименко, г. Томск

- Это был бы проект по наблюдению звездного неба. Дети смотрят в телескоп, изучают названия созвездий, историю изучения, мифы. Михаил Новиков, г. Томск

- Я бы хотела испечь много пирогов и раздать их всем бедным людям. Прокшиц Арина, г. Томск

- Нам бы не было скучно. Я бы организовала сценку для малышей. Для более старших я бы сделал мастерские такие, как оригами, изготовление пряников и другой выпечки, а еще игровую площадку. Вика Напрюшкина, г. Томск

Дни сессии
Рассказы ребят об открытиях и интересных событиях в течение дня.
Незабываемые знакомства, большие открытия и новые победы –
в рассказах из первых уст участников проекта!
Чем отличается мастер и мастеровой
- Ребята, как вы думаете, кто такой мастер, а кто такой мастеровой? - спросила ведущая Лариса на установочном такте.

Для того чтобы это узнать, все соседи разделились на группы и разошлись по мастерским, размещенным в разных местах города.

Нашей задачей было спросить у мастеров, чем отличается мастер от мастерового. Ребята узнавали это у ювелира, культуролога, ткачихи и т.д.

Одни сказали, что мастеровой это человек, который занимается многим, но не особо качественно, а мастер - это человек, делающий что-то одно и качественно. Другие сказали, что мастеровой это ученик мастера, а мастер - это человек, который овладел своим ремеслом в совершенстве. Но мы так и не обсудили какое из этих мнений правильное.

Ежова Вера, Настя Колесникова, орггруппа, Томск

Открытия дня
Новый день и новые открытия. Удивительный проект Соседство побуждает размышлять на самые неожиданные темы.

Например, вчера решали, как и чем можно измерять командность. Сегодня сравнивали определения Мастер и Мастеровой, различия значений этих слов. В поисках ответов собрали мнения детей и взрослых, побывали в мастерских города, смотрели работу разных мастеров и сами делами разнообразные поделки.

Кому-то довелось попробовать лазером наносить рисунок на металл, другие изготовили украшения из бетона, а я с девочками отправились в мастерскую художественного стекла "Грани". Здесь мы смогли рассмотреть инструменты, оборудование для работы со стеклом и, конечно, массу интересных и красивых поделок. Мастера помогли нам сделать стеклянную мозаику на зеркале и объяснили, в чем состоит мастерство их творческой работы. У всех девочек Понамаревой Даши, Вики Куренковой, Локотко Насти, Арины, Ульяны получились авторские неповторимые мозаики, которые мы смогли взять себе на память.

Татьяна Луценко, тьютор, Ростов-на-Дону

Мастера - люди настоящего дела
Сегодня в первой половине дня мы ходили знакомиться с настоящими мастерами своего дела для того, чтобы понять, какими же качествами обладают мастера, и чтобы точнее понять, чем отличается мастер от мастерового. По дороге мы поговорили о том, какие вопросы можно и нужно задать мастеру, как можно увидеть и распознать качества мастера.

Наша группа посетила удивительное предприятие, которое занимается производством развивающих игрушек из дерева. Начальник производства Валерий Куртуков показал ребятам весь производственный цикл изготовления игрушек от подготовки деревянных заготовок до упаковки готового изделия. И не только показал, но и дал попробовать поработать на отдельных рабочих участках. Рабочие предприятия радушно встречали ребят, а мастер производственного цеха Алексей Кадейкин принял искренне заинтересованное участие в экскурсии, отвечал на вопросы ребят, помогал им на тех участках, где им дали попробовать свои силы. Ребята обрабатывали края заготовок, наносили на специальном станке клей на заготовку, помещали заготовки в пресс, собирали готовую игрушку из нескольких частей и, наконец, упаковывали готовую игрушку. Упакованные игрушки ребята получили в подарок.

Ребята так увлеклись производственным процессом, что позабыли вопросы к мастеру. Но не все. Мира Коровина (Томск) побеседовала с Алексеем и узнала, что он долго учился, прежде чем стал мастером и может работать на любом станке в цехе, хотя занимается тем, что распределяет работу и отвечает за других работников цеха. Мастеровой, по словам Алексея, это человек, который может выполнять почти те же операции, что мастер, и когда он достигает высокого профессионализма, он становится настоящим мастером. Тимофей Лушников (Томск) и Никита Бычков (Томск) взяли интервью у Валерия, они больше интересовались подробностями организации бизнеса.

Нашим детям было очень полезно увидеть людей, которые занимаются настоящим делом – производством, посмотреть на увлеченных людей, которые говорят о том, что если ты достиг успеха, не стоит стоять на месте, а обязательно нужно двигаться вперед, развиваться и совершенствоваться.

С нами были Илья Абзалов (Кемерово), Никита Банин (Томск), Рома Стариков (Томск), Вова Семенчук (Томск), Никита Гашков (Томск), Платон Петренко (Томск), Ксюша Толчинская (Томск), Мира Коровина (Томск), Егор Чесноков (Кемерово), Тимофей Лушников (Томск) и Никита Бычков (Томск).

Алёна Трухина, тьютор, Владивосток

Зыбкая грань мастерства
Мастер или мастеровой? Сегодня на установке дня оказалось достаточно сложно «развести» эти понятия. Мы так и не определились, и пошли на задание в раздумьях.

Мастер или мастеровой? Вот так без предисловий участники проекта «Соседство» спросили ведущего специалиста в гончарной мастерской. На что Тамара Алексеевна ответила без раздумий утвердительно: «Конечно, мастер!». Познакомились и с мастеровым, вернее с мастеровой Женей. Знакомство оказалось весьма запоминающимся. Запомнилось ощущение влажной послушной глины в руках. Лёгкость и виртуознозность, с которой мастер из куска глины ваяла крынку. Теперь с нетерпением ждём обжига наших изделий.

Приедем домой и родителям подарим глиняный сувенир-рельефную совушку, изготовленную своими руками! Гончар Тамара Алексеевна создала множество замечательных изделий, говорит, что очень любит работать с глиной. И Женя тоже любит работать с глиной, и красивые вазы, фигурки умеет делать. Возвращаясь из мастерской, опять мы размышляли, кто же такой мастер, и кто мастеровой. Грань - то какая зыбкая! То есть, со временем мастеровой может стать мастером, но и мастер может оказаться мастеровым! Как сложно выделить определяющие признаки!

Обо всем об этом вместе со мной размышляли Капустина Даша, Попова София, Новицкая Диана, Маслов Андрей, Воробьёва Полина, Пешко Кира, Напрюшкина Вика, Печенин Богдан, Эфтимович Илья, Анохин Илья, Якушевич Кирилл, Зиновьева Инна, Шипёнок Лада, Кислова Мила, Суходолина Лиза, Гитман Даша, Ганночка Анфиса, Попов Виталий, Татьяна Бобрёнок.

PS. Думаю, даже все взрослые участники проекта «Соседство» задумались, а они то кто? Мастера или мастеровые? Во как! Какая сила «Соседства»!

Татьяна Гутшмидт, тьютор, Красноярск
Разбор по понятиям
Открой зев, держи вал крепче!

Здравствуйте дорогие друзья, сейчас я веду прямой репортаж из «эпицентра событий». Мы с коллегами находимся в Краеведческом музее, на экспозиции «Жили-были».

Вы удивитесь, но из уст экскурсовода не прозвучало ни одной реплики, связанной с лекцией, ведь соседи пришли к стенам Шатиловского здания, чтобы научиться искусству ткачества. Рыча, скрипя зубами третий поток наматывал нити на станок, скажу без лукавства, эта работа оказалась самой кропотливой в моей жизни, ибо расчесать, распутать и намотать тонкие нитки стоило огромного труда.

Все мы понимаем, что соседи поставили себе не одну цель, согласны? Если вы согласились, то поздравляю, правота на вашей стороне, ведь у каждой команды стояла задача – разобраться с понятиями «мастер» и «мастеровой». Казалось бы, что слова полностью синонимичны, но как выяснилось, мастеровой - обычный ремесленник, который занимается множеством, а мастер - человек, который идеален в одной сфере деятельности. В итоге встреча с настоящим мастером Лоскутовой Мариной Геннадьевной помогла прочувствовать весь процесс создания ткани. Спасибо ей и Краеведческому музею!

Уверена, вы хоть раз участвовали в каком-либо проекте. А кто задумывался, как создается это действие? Думаю, меньшинство, но не стоит расстраиваться, ведь 105 соседей теперь знают, как устроить настоящий проект для детей. Я попала в группу людей, которые готовили представление для дошкольников на тему воды. Вместе мы спланировали эксперименты и рассказ, ребята были в восторге, как и я, ведь не каждый день случаются такие необычные дебюты.

Я и команда соседей искренне хотим поблагодарить людей, которые организовали сегодняшний день искусства и добра. Спасибо, уважаемые коллеги!

Таня Крапивец, орггруппа, Томск
Про кузнеца, станок-юбеляр и железный цветок
Сегодня был весьма необычный день. Он начался с классной зарядки, которая помогла хорошо размяться перед сложным и интересным днём.

После мы разбились на команды и потоки.

Наша группа. состоящая из 10 человек во главе с тьютором Евгением Осиповым, направилась к кузницу Рахимову Александру Ильсуровичу. Он нам рассказал, что работает кузнецом более 12 лет. Показал нам своё мастерство, а также станки, на которых он и его коллеги работают. Сначала Александр продемонстрировал нам печь, которая нагревает металл более чем на 1000 градусов! Позже Александр показал нам отбойный станок, который в этом году отметил своё 50-ти- летие, но при этом, хорошо работает, отбивает ржавую железную заготовку до изящного цветка.

Затем каждый из нас смог попробовать себя кузнецом и сковать по красивому листочку розы.

После мы все вместе счастливые отправились на обед.

Татьяна Белякова, Томск, Шендыбаева Элина, Красноярск, орггруппа

Все по-настоящему
Поход к Мастеру. Наша команда отправилась к кузнецу, в настоящую кузнечную мастерскую.

Там было по-настоящему жарко, шумно и пыльно!

Рахимов Александр (кузнец) сразу начал активный диалог с ребятами, предложил самому смелому выковать себе лист из металла. Мальчики по очереди подходили к наковальне, надевали защитные рукавицы, брали в руки молоток, который был почти в треть их роста, и ударяли по раскаленному докрасна металлическому пруту! Нам было разрешено везде ходить, но ничего не трогать, Александр активно подбадривал своих подмастерьев.

Всех удивил большой и шумный электрический кузнечный молот, так как оказалось, что он самый маленький из ему подобных. Ребята сами подошли к коллеге кузнеца, который в специальном помещении занимался плавкой алюминия. Так мы все узнали, что металл солят во время плавки, чтобы все примеси можно было снять с поверхности как накипь с бульона.

На обратном пути Илья сумел увильнуть от моих глаз и проскочить в супермаркет, после чего я и Настя сделали ему замечания. Настя (моя помощница из орггруппы) по-настоящему подошла к своей роли сопровождающей! Меня это удивило и обрадовало.

До похода в кузницу нам поставили задачу понять, мастер перед нами или нет, узнать о том, кто такой мастер. И вот некоторых ребят сбила с толку табличка «Мастер» на одном из помещений цеха!

- Ну как, вы поняли, что это был мастер?

- Да!

- А как вы это поняли?

- Там написано было!

)))

После обеда мы сами должны были подготовить мастер-класс для ребят из детского сада. Подготовка была насыщенной и сложной. Предстояло сделать мастерскую по изготовлению грузовика и самолета из дерева и фанеры. Моя команда измеряла заготовки, пилила доски и бруски по размерам, потом заготовки обрабатывались наждачной бумагой.

У нас в команде было две девочки, Полина и Яна. Им досталась довольно однообразная работа по обработке напиленных реек, они бедные уже лежали на верстаках, но продолжали работать! При этом не было произнесено ни слова о том, что им скучно, что они устали! Вообще вся подготовка была в интенсивном темпе, некоторые уставали и просто сидели в мастерской!

На рефлексии Рома отметил, что хорошо бы было снять клип о том, как мы готовимся и показать в детском саду. Эта идея мне даже не пришла в голову! После обеда и рефлексии я вернулся в мастерскую, чтобы доделать начатое, некоторые ребята хотели продолжить работу, и мне помогал один из самых младших участников нашей команды, Семен! Он работал усердно, старательно, брался за любую работу, несмотря на сложность!

Осипов Евгений, тьютор, Томск

Женское ремесло и детские просьбы
Сегодня наш второй день начался с зарядки, которую дети почти не могли повторить. Но все-таки она им понравилась.

После соседям показали историческое видео, автором которого стала Анохина Соня. В нем я и все остальные увидели фото и кусочки видео с первого - по десятое Соседство.

Дальше было распределение по командам, самое интересно из этого события было то, что дети сами записывались в команды и в них отправлялись к мастерам и мастеровым. А как же их различить? Кто такой мастеровой и чем он отличается от мастера? Чтобы найти ответ на этот вопрос отдельные группы детей ходили к специалистам своего дела. Кто-то пошел на мастерскую лазерной резки, изделий из стекла, выжигания по дереву. Ну а моя группа пошла в Краеведческий музей города Томска на экскурсию и мастер-класс по старинной технологии ткачества на Руси.

Дети смогли попробовать это сложное, требующее терпения, усидчивости и внимания женское ремесло. В ткаческом деле, на территории Древней Руси очень часто принимала участие вся семья ткачихи. Если полотно нужно было сделать большим, то требовалось почти полгода времени и большой ткацкий станок. Всю эту информацию я смогла узнать у нашего экскурсовода Марины, она мастер ткаческого ремесла со стажем больше десяти лет. Так же мы задали ей вопрос кто такой мастер и мастеровой? Мария ответила просто:

- мастер – это тот человек, который хорош в одном ремесле. А мастеровой – это помощник мастера, то же самое что и подмастерье, т.е. мастеровых много.

После столь познавательной экскурсии мы вернулись в школу на обед.

Насытившись, дети вернулись в актовый зал и у нас был второй такт дня. Один педагог из моей школы «Эврика-развитие» рассказала всем нам про социальное проектирование для того, чтобы мы могли ответить на заранее заданные вопросы нашим педагогам от детей томских детских садов с системой обучения «Монтессори». Все дети распределились сами и всем командам детей были розданы просьбы или вопросы детей из детского сада. Моя группа решала просьбу группы №10 детского сада Монтессори №4. Она звучала так: - Сотавьте, пожалуйста, каталог детских подвижных игр и проведите их. Соответственно мы с этом справились и придумали 6 игр, очень простых и весёлых.

Вот и все что я хотела бы рассказать про прошедший второй день.

Идман Настя, орггруппа, Томск

Зарядка на весь день
Утром после завтрака была новая классная зарядка, над которой мы работали 2 недели. Она очень понравилась детям, судя по тому, что они попросили нас показать ее еще несколько раз.

Затем мы пошли в мастерские разных частей города. Были такие, как гончарная, тканевая…

Я была в ювелирной мастерской. Правда, сначала мы немного заблудились… но это было даже интересно и прикольно. Потом пришлось возвращаться обратно на трамвае и выяснилось, что здание, которое нам было нужно, оказалось прямо возле школы.

У ювелира было очень увлекательно. Он подарил нам необычные камни. После чего мы все вместе сделали настоящее кольцо из серебра. Для этого его нужно было расплавить, придать ему форму, скрутить, уменьшить, отполировать.

София Анохина, орггруппа, Томск

Встреча с мастером состоялась!
Сегодня дети выбирали мастеров. Куда и к кому пойти на мастер – классы?

Детям был предоставлен большой выбор содержательных мест.

Наша группа отправилась в ювелирную мастерскую. Наше путешествие началось с поиска мастерской. У нас было два способа найти нужное место: по адресу, который был указан в листочке и по устной инструкции. Дети выбрали второй способ. Я как тьютор настаивала на конкретном адресе, но дети уверенно говорили, что они точно знают, что мастерская находится там, где бани. И мы пошли искать бани. Добравшись до места работники бани с удивлением ответили, что такой мастерской в этом здании нет. Оказалось, что мы ушли не туда, совсем в другую сторону. Побродив немного мы пришли на место. Нас встретил ювелир Андрей, который погрузил детей в ювелирный мир. С энтузиазмом дети вместе с мастером работали с серебром. Плавили, крутили, давили, шлифовали. В итоге кольцо!

Еще Андрей рассказывал нам про камни. Оказывается, он геолог, преподаватель и ювелир. Дети рассматривали камни под ярким светом лампы. Большой всплеск эмоций был у детей, когда мастер Андрей сообщил детям, что они могут взять камни с собой домой. Данил из Красноярска: «А можно я три возьму? Этот камень для мамы, этот для папы, а этот я сестренке подарю?». Прощаясь с мастером, дети взяли интервью, задали вопросы о том, почему Андрей выбрал это направление своей работы, где он работал раньше? Варя из Красноярска: «А вы считаете себя мастером?» Андрей основательно отвечал детям на все вопросы, и они торжественно вручили ему шапку «Соседство».

А вот еще очень интересно, причем здесь бани? Почему нас на них ориентировали при поиске мастерской? Спрашиваем Андрея об истории здания, оказывается раньше практически сто лет назад в этом здании были бани, много лет …… и вот теперь ювелирная мастерская!

Удивительно, познавательно, практично! Встреча детей с мастером состоялась! Ура!

Мокроусова Анна, тьютор, Красноярск

Идем по мастерам, создаем проекты
Расписание этого дня было очень интересное.

Утром был завтрак. После завтрака мы разбирались, что мастер – это человек, который хорошо разбирается в своей области, а мастеровой – это ремесленник.

После этого мы пошли по мастерам. Я пошла в студию стекла «Грани». Мы там мастерили поделки из стекла.

После релакс-студии мы пошли на обед.

Потом разбирали, что такое социальный проект. А потом мы его сами создавали.

Далее у нас был полдник, после полдника была рефлексии.

Потом рефлексия орг.Группы.

Дарья Пономарева, орггруппа, Красноярск

Город Мастеров
Вчерашнее завтра, встретило нас сегодняшним солнечным утром с легким морозцем. Зажигательная зарядка развила аппетит на завтрак. Подкрепившись, мы все двинулись в "Город Мастеров", каждая команда своей дорогой. Из девяти мастерских:

  • гончарная
  • ювелирная
  • лазер по дереву
  • лазерные технологии
  • декоративный бетон
  • кузнечное дело
  • игрушки из фанеры
  • славянская писанка
  • азы ткачества
Наш путь лежал в Томский политехнический университет, знакомиться с лазерными технологиями.

Группа ребят: Хлопцов Сергей, Шиман Федор, Гутов Егор, Касперович Платон, Клименко Добрыня, Гарбенко Никита, Смыков Глеб, Паужа Алена, Соболева Алиса

в режиме марш-бросок (тьютор запыхавшись бежал позади) прибыла в аудиторию 247 и засыпала вопросами инженера Ксению Петровну: - Что да как? Кто такой мастер и кто мастеровой? А вы мастер? Ответы инженера были наглядными, нам показали большой австрийский выжигатель за 3 миллиона, который наносил лучом рисунок на шкатулку. Под стеклом был дым и горевшие пылинки дерева. Такую же шкатулку они подарили президенту России. Секрет их профессионализма в цветовой гамме картинки, гравюра по дереву была в ярких насыщенных оттенках коричневого цвета. Рядом стоял еще один прибор лазерной гравировки, но уже по металлу. Рисунок из компьютера за один клик передавался на него и тот начинал работать. Бело-голубой огонек резал глаза, но никто не отворачивался и только прищурившись смотрел, как мастер наносит рисунок на металл. Каждому из группы досталось по сувениру. Никита записал на телефон интервью у мастера.

Нам предложили прийти еще раз, сказали, что научат создавать свои рисунки на компьютере и отправлять их на гравировку.

Завтра мы сами попробуем себя в мастерстве обучения детей детского сада. Что же у нас получится?

Ившина Валентина, тьютор, Красноярск

Надеюсь, что работа найдется
Сегодня, второй день «Соседства». Орг. группа проводила зарядку.

Лариса проводила установку на следующий этап. Дальше все разошлись по разным группам и разъехались по разным местам.

Я выбрал Лазерную Мастерскую, где вырезали картинки с помощью лазера, и мы получили много сувениров. Мне там очень понравилось, особенно рассматривать разные лазерные установки. Когда мы пришли в школу, начались релакс - студии. Как и вчера, мы вместе с Никитой и Димой вели «Шахматы», но сегодня мы исправили прошлые ошибки, и шахмат было много. Приятное ощущение, когда на процессе, который я веду, все дети заняты и рады. Все начали играть.

Далее Елена Ведерникова проводила установку на социальный проект, который завтра мы будем проводить в детском саду. Каждая группа будет рассказывать разное, но я и несколько других людей будем показывать легенду о том, почему кукушка не растит своих детей, а отдаёт яйца другим птицам.

Сегодня, был весёлый день, но я не почувствовал себя в роли организатора (им я был только в тот момент, когда вёл группу в Лазерную мастерскую). Надеюсь, завтра для меня найдётся работа.

Хлопцов Сергей, орггруппа, Томск

Дело мастера
Сегодняшний день у меня вызывал особый трепет. Нам предстояло отправиться с детьми на различные мастерские, к разным людям по всему городу, людям разных профессий, к мастерам своего дела. У ребят стояла задача понять, кто же такой мастер... И кто такой мастеровой?

Наша группа в составе Шамардина Левы, Иршенко Семена, Решетько Димы и Пашных Германа отправилась в лазерную мастерскую "Да Винчи". Нам были рады, встретили, показали готовые изделия, которые выставлены на продажу, рассказали о них, о том, как они изготавливались, на каком оборудовании, как долго, сколько стоит такое изделие. Ребятам очень понравилось, было интересно, задавали много вопросов про "дело мастера".

В процессе экскурсии ребятам показали, как делают именные магниты, и нам даже изготовили магниты на память. Еще нам подарили магниты с очень мелкой гравировкой. Мастера сказали, что таких в мире больше не делает никто, ребята очень впечатлились. Спрашивали, кто же такой мастер. Хозяин мастерской Ринат Ахметшин ответил нам, что мастер - это тот, кто любит то, что делает. Кто делает свое дело хорошо. Кто постоянно учится и способен признавать и исправлять свои ошибки. Кто заранее знает результат своей работы.
Во второй половине дня мы уже с другой группой готовились к походу в детский сад. На мой взгляд, мы поработали продуктивно, выбрали опыты, определились с планом, продумали все опыты и действия, написали сказку про песчинку и капельку. Опробовали опыты, порепетировали.
В целом, день прошел интересно и продуктивно.

Екатерина Ступаренко, тьютор, Томск

Отчет об отличиях дня в подробностях
Этот день отличается от первого тем, что была классная зарядка, мы выходили в город, гостей уже не распределяли и показали видео про Соседство.

И сейчас я вам подробнее расскажу про то, что я здесь на писал.

Зарядка была необычная тем, что были смонтированы разные куски песен, и как мне показалась, что она была длиннее, чем все остальные зарядки.

Потом мы пошли на разные мастерские за территорию школы впервые за это Соседство. Я, например, пошёл на лазерную мастерскую.

Гостей не распределяли по семьям, потому что уже все распределились.

Видео показывали сразу про несколько Соседств, прямо как с зарядкой.

Там, как я уже говорил, была одна песня сделана из разных кусков песен.

Дмитрий Решетько, орггруппа, Томск

День Мастеров и Мастеровых
С самого утра всем Соседством и Лариса Межакова, пытались разобраться кто такой Мастер и Мастеровой?

Ребята выдвигали много версий. И то, что мастеровой это ученик мастера, и то, что мастер это тот, кто делает все без ошибок, и, что мастеровой – это тот, кто занимается каким-то ремеслом!!!

Для того что бы собрать большее количество информации и встретиться с настоящими мастерами и мастеровыми мы пошли в разные места города Томска.

Наша группа ходила в Краеведческий музей к мастеру Марине Лоскутовой.

Там нам Марина рассказала и показала, как наши бабушки и прабабушки собирали шерсть, пряли и получалась ниточка, и как из ниточки создавались тканные шедевры! Затем Марина научила нас ткать на ткацком станке. Соня Пушкова стала мастером по расчесыванию и натягиванию нитей! Мы смогли до тончайших деталей рассмотреть как переплетаются ниточки в полотне ткани! Это было удивительно!!! После наших удивлений, мы разговаривали с Мариной про Мастера и Мастерового… У нас появилось еще одно понятие «Подмастерье» - это ученик мастера!

Кира Сикорская, тьютор, Томск

Назад