Партнеры программы «Соседство XIII»
г. Томск, «Возможности человека»



Антропянская Лариса Николаевна
— педагог-психолог МБОУ СОШ «Эврика-развитие», преподаватель, тренер, научный сотрудник ТГУ НОЦ «Институт инноваций в образовании»
— ведущая блока «Психология необычного»

Попова Наталья Геннадьевна
— гештальт-терапевт Центра психологии «Гештальт»
— ведущая психологической мастерской, эксперт-психолог блока «Экономическая игра»

Шевелева Жанна Юрьевна
— психологический центр «Диалог», перинатальный психолог, семейный психотерапевт
— ведущая психологической мастерской, разработчик «Бортового журнала», ведущая рефлексии детей

Межакова Лариса Николаевна
— химик, директор ДЦ «Паровозики», НПТГ «Солнечный экспресс»
— ведущая блока «Загадки города Томска», разработчик и ведущая блока «Экономическая игра»

Романцов Алексей
— педагог НП ТГ "Солненчный экспресс", преподаватель основ проектирования МАОУ Сибирский лицей, учредитель АНО "Ассоциация дискуссионных клубов", руководитель проектного центра «Helix»
— ведущий блока «Загадки города Томска», разработчик и ведущий блока «Экономическая игра»

Мулюкова Надежда Саринжановна
— преподаватель МБОУ ДОД ДДЮ "Кедр"
— ведущая мастер-класса «Скала Дюймовочка»

Черных Людмила Александровна
— преподаватель музыки школы "Эврика-развитие"
— ведущая музыкальной мастерской

Левашова Юлия Владимировна
— преподаватель МБОУ ДОД ДДЮ "Кедр"
— ведущая мастер-класса «Скала Дюймовочка», разработчик и ведущая игры «Сити-рейс»

Ковалевский Евгений Александрович
— выдающийся путешественник России, заместитель председателя Томского отделения русского географического общества, ученый секретарь по международной деятельности ИФПМ СО РАН
— ведущий блока «Вокруг света»

Ашихмина Елена
— член союза художников
— ведущая мастер-класса «Шедевры»

Добрынин Сергей
— реставратор союза художников
— ведущиймастер-класса «Резьба по кости»

Воробьёва Полина
— студия «Polly-art»
— ведущая мастер-класса «Рисование на песке»

Бабий Любовь
— директор детского центра «Лягушонок»
— ведущая мастер-класса «Обереги»

Акимовы Ольга и Амди
— Вальдорфский педагогический театр «Улитка»
— ведущие мастер-класса «Актёрское мастерство»

Григоренко Ульяна Ивановна и Ишмухаметов Рустам
— инструкторы по йоге «Yoga-Studio»
— ведущие мастер-класса «Возможности человеческого тела»

Анастасия Золотарева
— мастер спорта по гиревому спорту
— ведущая мастер-класса «Возможности человеческого тела»

Сергей Александрович Богомаз
— зав.кафедрой организационной психологии ФП ТГУ, психофизиолог, канд. мед. наук, доктор психологических наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин Томского гос.университета, член редколлегии "Сибирского психологического журнала"
— ведущий блока «Возможности человека»

Лисичко Елена Владимировна
— доцент кафедры общей физики ФТИ ТПУ
— ведущая мастер-класса в музее ТПУ

Кабрин Валерий Иванович
— доктор психологических наук, профессор психологического факультета ТГУ
— ведущий блока «Возможности человека»

Вишняков Денис Александрович
— руководитель школы танцев «ЮДИ»
— ведущий мастер-класса «Возможности человеческого тела» вместе с тренерами «Юди»: Титов Дима, Митькин Коля, Ли Вова, Сарофан Вова, Бахтин Андрей

Ксенофонтов Валерий Михайлович
— педагог по авиамоделированию ДДТиМ
— ведущий конструкторской мастерской по созданию летательных аппаратов

Щукина Анастасия
— учащаяся 7 класса школы №34, волонтер проекта «Соседство»
— ведущая блока «Экономическая игра»

Шнурко Наталья Александровна
— директор ООО «Переменка»
— организация питания

Рыбакова Наталья Вячеславовна
— шеф-повар программы «Соседство­»­
— вкусное питание
Команда проекта «Соседство XIII» в г.Томске
Разработчики, ведущие, эксперты, тьюторы программы «Возможности человека»


Миркес Мария Моисеевна, г. Красноярск
— директор «Школы Антропоники», кандидат философских наук, доцент Сибирского
федерального университета
— автор межрегионального образовательного проекта «Соседство», ведущая
НГ-задач, блока «Что такое изобретение и открытие», эксперт секции «Научная фантастика»

Евстигнеева Ирина Анатольевна, г. Томск
— тьютор классов «Монтессори» МБОУ СОШ «Эврика-развитие»
— руководитель межрегионального образовательного проекта «Соседство», тьютор, ведущая «Квест в музее информационных технологий ТГПУ»


Борина Влада Леонидовна, г. Томск
— тьютор классов «Монтессори» МБОУ СОШ «Эврика-развитие»
— ведущая блока «Что такое изобретение и открытие», эксперт секции «Научная
фантастика», тьютор

Крапивец Елена Анатольевна, г. Томск
— тьютор классов «Монтессори» МБОУ СОШ «Эврика-развитие»
— разработчик «Бортового журнала», организатор и ведущая рефлексии детей,
тьютор

Шаляпина Ольга Олеговна, г. Томск
— тьютор классов «Монтессори» МБОУ СОШ «Эврика-развитие»
— разработчик бортового журнала, ведущая «Квест в музее информационных
технологий ТГПУ», тьютор


Григоренко Катерина Валентиновна, г. Томск
— преподаватель, тренер, научный сотрудник ТГУ НОЦ «Институт инноваций в
образовании»
— разработчик сайта проекта «Соседство», ведущая ролевой игры «Туристические
маршруты по Томску для детей», ведущая тьюторского семинара, тьютор


Мухомедова Фатыма Усмановна, г. Томск
— филолог, тьютор МБОУ СОШ «Эврика-развитие»
— руководитель и тьютор пресс-группы «Клякс-Инфо»


Гитман Игорь Александрович, г. Москва
— студент Московского Государственного Университета факультета вычислительной
математики и кибернетики
— разработчик и администратор сайта проекта «Соседство», эксперт секции
«Научная фантастика»

Маринина Оксана Кимовна, г. Томск
— тьютор классов «Вальдорф» МБОУ СОШ «Эврика-развитие»
— организатор и ведущая мастерских, посвящённых празднику Пасхи, тьютор

Радыгина Светлана Федоровна, г. Одинцово
— педагог начальных классов «Монтессори» НОУ «Школа Великих Открытий»
— тьютор «Соседство XIII»

Монасевич Зоя Леонидовна, г. Владимир
— старш.преподаватель каф.гуманитарного цикла факультета педагогики и
методики начального обучения Владимирского государственного педагогический университета
— тьютор «Соседство XIII»

Гутшмидт Татьяна Кирилловна, г. Красноярск
— педагог лицея «Перспектива»
— тьютор «Соседство XIII»

Серебринникова Галина Михайловна, г. Красноярск
— педагог лицея «Перспектива»
— тьютор «Соседство XIII»

Сакаева Лия Шамилевна, г. Уфа
— педагог лицея «Перспектива»
— тьютор «Соседство XIII»

Гольцова Людмила, г. Красноярск
— педагог гимназии «Универс»
— тьютор «Соседство XIII»

Горелкина Анна, г. Красноярск
— педагог гимназии «Универс»
— тьютор «Соседство XIII»

Бобренок Татьяна Александровна, г. Томск
— педагог ИЗО МБОУ СОШ «Эврика-развитие»
— ведущая организационных моментов проекта, ведущая задачи «О простом
карандаше»

Кордюшева Татьяна Владимировна, г. Томск
— психолог, менеджер проекта «Polly Art»
— ведущая психологической мастерской, тьютор


Клименко Светлана Павловна, г. Томск
— директор клуба семейного образования «Высоты»
— тьютор «Соседство XIII»

19.10.17-27.11.17
Соседство XXI. ЧЕЛОВЕК-ТВОРЕЦ
учащиеся 2-3-4 классов инновационных школ Томска, Красноярска, Уфы, Санкт-Петербурга, Владивостока.
Сторителлинг XVIII сессии
Есть люди, которые всю жизнь используют уже созданное другими. И всё у них хорошо. Но есть и другие люди – те, кто что-то придумывает и создает, – оригинальное, полезное, эффективное, красивое – те, кто делает мир лучше. Жить в таком мире становится интереснее! Вот такими людьми мы потренируемся быть с соседями из разных городов.

Творчество инженерное: как сделать штуку, которая не только оригинальна, но и – самое главное – работает! Выполняет задачи, которые перед ней поставлены.

Творчество научное: мы в школе изучаем только то, что другие уже придумали. А можем сами создать – числа, части речи, классификации животных? Чтобы было новым (нашим!), но при этом – умным, научным, логичным.

Творчество художественное: мы сделаем город лучше, красивее, добрее – реализуем настоящий (взрослый! ) арт-проект. И не в кабинетике уютном, а на улице. Всё будет по-настоящему! Потому что можно сделать мир лучше, и мы будем пробовать!

Ну и все наши любимые традиции: утренние зарядки, прогулки по городу с друзьями, проба себя в разной деятельности – просто потому, что это классно, рефлексия (понимание себя – своих талантов и ограничений), жизнь в семье интересных красноярцев…

Расселение ребят в семьях красноярцев способствует расширению круга общения и получению опыта самостоятельного выстраивания отношений с новыми людьми: взрослыми и сверстниками. У вас появятся новые СОСЕДИ!

В рамках образовательной программы для педагогов-участников события организована стажировка и обучающий семинар.
День в сессии
Каждая сессия программы включает в себя немного теории, знакомство с образцами культуры «на месте», самостоятельные пробы и обсуждение результатов проб с профессионалом.
Расселение ребят в семьях томичей способствует расширению круга общения и получению опыта самостоятельного выстраивания отношений с новыми людьми: взрослыми и сверстниками. У вас появятся новые соседи!
1 день
2 день
Бортовой журнал
Участники проекта делятся своими наблюдениями и открытиями в один из дней сессии. Рефлексируют, познают и открывают много нового для себя
Я помню этот город
Всероссийский проект «Соседство» официально объявлен открытым! В этот раз соседей было значительно меньше, чем в прошлый, это потому, что в Томске участвует много томичей, а Соседство XXI проходит в Красноярске.

Я помню этот город и то, как я была здесь на проекте в четвертом классе, помню актовый зал, казавшийся мне большим, помню праздник фонариков и то, как нам раздавали соседские шапки, водя нас по спирали… А сегодня мы делали то же самое для детей... Этот день начался с подъема в шесть утра в поезде. Немного повалявшись, все осознали, что выходить уже через час, и начали медленно и сонно собираться. Неуклюже мы вывалились из вагона одной большой кучей, только два человека отстали, из-за чего всем остальным пришлось немного померзнуть.

Первый день начался с состояния некой неопределенности, когда дети уже приходили, а мы не знали что с ними делать, но потом нам удалось сориентироваться, придумав несколько игр. Затем была новая зажигательная зарядка, очень понравившаяся детям (и это было приятно). Начало проекта — это всегда знакомство, поэтому первое, во что мы сыграли, это в игру на знакомство. Соседи получили медальоны, и семь раз делились на разные команды по значениям на медальоне (цвет, цифра, страна, картинка и т. д.).

Когда каждый человек, находящийся в актовом зале, мог назвать имя любого другого человека (ну, почти), мы отправились в художественный музей имени В. Сурикова, где нашему потоку дали задание — сфотографировать окно с каким-либо интересным смыслом, заложенным в нем. Затем было распределение по семьям — самая волнительная часть первого дня.

Соседи ушли довольными, в ожидании следующего дня.

Соня Анохина, орггруппа, Томск
Приветствуем наших соседей
Всё началось с того, что мы приехали на вокзал в Юрге. Я ещё не до конца понимала, что делает орггруппа. Когда мы зашли в поезд, сели, я снова задумалась над этим вопросом. Я не очень выспалась, поэтому помню всё достаточно смутно, но попытаюсь вспомнить и рассказать это. Мы вышли из поезда в Красноярске, подул холодный ветерок, я немножко замёрзла. Мы много передвигались: ехали на общественном транспорте, шли пешком, но в итоге добрались до школы. Издалека мне показалось, что это просто обычное здание, но когда я зашла внутрь, я поняла что те,

кто там учатся, кто учит, устроили такую атмосферу, в которой приятно находиться. Все эти дорожные знаки, рисунки… ещё надпись «Приветствуем наших соседей». Мне было очень приятно. Так как я участник орггруппы, а они проводят конкурсы и тому подобное. Я, например, вела приветствие. Все дети были такие милые, маленькие (трудно представить, что когда-то все были такими) Мне так понравился 1 день, что даже в него середине меня зарядило позитивным зарядом энергии до конца дня. Было весело и интересно).

Лучшева Марина, орггруппа, Томск
В предвкушении
Я счастлива, что сегодня моя обычная повседневность сменилась на соседскую. Придя сегодня утром в школу, я уже почувствовала эту атмосферу суеты. Мелькающие желтые футболки орг.группы, счастливые дети с чемоданами и взрослые с озабоченными лицами. Все в предвкушении будущего дня.

Для особой игры на знакомство детям раздали медальоны. У каждого он был своего цвета, со своими картинками, смайликами и фруктами. Но у кого-то совпадали одни элементы, у кого-то другие. Таким образом, дети разделялись на команды, а после выполнения заданий, сменяли состав, и работали уже с другими ребятами.

После обеда мы разделились на потоки. В первом были дети помладше, а во втором постарше. Так как задания предполагались разные, чтобы не толпиться в музее и хорошо услышать то, что нам предстоит сделать, наш второй поток задержали в школе на тридцать минут. За это время мы узнали нашу многочисленную команду получше.

Когда мы приехали в музей, нашу команду подхватила милая девушка экскурсовод, и мы стремительно полетели в последний зал. По пути я пыталась хоть чуть-чуть уловить взглядом чудесно написанные картины. Но к счастью, мне удалось подробно рассмотреть их на установке, и по пути на улицу. На всех этих холстах были изображены окна. Разные, открытые, закрытые, старинные современные, но самое главное, то, что видно из них или в отражении стекла. Наше задание на фотокросс было похожим. И мы отправились в путь. Наша команда сделала отличные фотографии, чем могут похвастаться и другие.

А потом день закончился приятными посиделками в столовой, за стаканчиком полуостывшего сладкого чая, и кусочком пиццы.

Я очень довольна этим днем, а еще прохладной, неморозной погодой.

Элина Шандыбаева, орггруппа. Красноярск
Навстречу приключениям
Сегодня мы проснулись в поезде в 6:15 утра. Наскоро собравшись, мы вышли, и отправились на встречу к приключениям. По приходу в «Универс» стали готовится к первому и самому важному дню.

Некоторые вспоминали зарядку, некоторые убирали сцену, а иные подготавливались к игре на знакомства. И вот настал этот радостный момент, в который мы встретили старых знакомых и увидели новые лица. Мы семь раз менялись группами и делали разнообразные задания.

Потом мы получили очень интересные шапки, и наконец, узнали тему соседства «Человек-творец».

Разделившись на потоки, мы отправились в музей. Так как мы более взрослые, получили другое задание, нежели младшие. Наш поток отправился на фото-кросс. Общая задача состояла в том, чтобы сфотографировать через оконные рамы другой мир. Затем мы отправились в другой художественный музей и представили работы.

И как всегда все закончилось полдником и распределением детей в семьи. Вот такой насыщенный день был сегодня у нас.

Белякова Таня, орггруппа, Томск
Наконец-то мы тоже соседи
Первый опыт – один из самых волнительных

Это «Соседство», и для меня и для моих ребят - самое первое. Долгий перелет, самостоятельное перемещение и поиски нужного адреса в незнакомом городе, преодоление первых, связанных с этим трудностей, и вот - мы на месте. Наша группа оказалась одной из самых малочисленных (всего четыре человека). Вливаться в большой коллектив, где почти все уже давно друг друга знают и участвуют в этом проекте далеко не в первый раз, порой, ой как нелегко. На лицах ребят читалось нескрываемое волнение, все это было им в новинку.

Сразу после завтрака началось очень динамичное знакомство. Очень понравилась идея разделения детей на команды. Очень понравился формат. У каждого была возможность попробовать себя в разной деятельности с новыми людьми. Мои ребята были в шоке!!! Мало того, что нет учебы, в привычном для них понимании (а мы ведь ехали учиться!!!), так еще и нужно постоянно взаимодействовать с большим количеством незнакомых, пока, людей, необходимо выходить из такой уютной «зоны комфорта».

Вторая половина дня – время творческого путешествия

Мы должны были самостоятельно на общественном транспорте добраться до картинной галереи. Меня, человека совершенно не знающего город, назначили тьютором группы совершенно незнакомых мне ребят. Невозможно передать, как сильно в этот момент напрягся «педагог-перфекционист» внутри меня. Однако с каждым шагом отдаляясь от школы, я поняла, что контролируют тут все сами дети. Ребята собрались, построили маршрут, узнали номер автобуса, старшие тут же взяли «под крылышко» младших. Вела не я, вели меня! Вели меня дети, и я в них была абсолютно уверена.

Необычное в обычном

Как часто вы смотрите в окна? А на них? А что вы там видите? Экскурсия в картинной галерее была посвящена окнам, тому, как их изображают художники. И тому, на сколько по-разному можно на них взглянуть.

Задание «Сфотографировать окна со смыслом» заставило нас призадуматься. Мы шли и искали смысл в каждом окошке. А в итоге, работа пошла, когда мы перестали его выискивать «искусственно», когда расслабились. Ребята стали подмечать разные оконные интересности, предлагать идеи фотографий, видеть необычное в обычном. Было любопытно смотреть на результат и очень ценно услышать комментарии искусствоведа.

Вместо итога

День пролетел очень быстро, а эмоций – море. Волнение, страх перед неизвестным, любопытство, восхищение, растерянность, воодушевление, удивление, восторг… в общем, полный спектр, а ведь это только начало…

Зарбеева Гузель, тьютор, Уфа
Моя большая копилка Соседств
Первый день был поистине увлекательный, а именно тем что, я познакомилась с новыми педагогами, попробовала быть путеводителем, и у меня это получилось. И еще на детях испробовала технику «импровизация», во всех прошедших непонятных ситуациях… В первой половине дня я и остальные орггруповцы проводили «Приветствие». Задачей этого события было перезнакомить всех соседей. Все команды, которые у меня собирались, всегда были дружные. Один этап команда не поняла, когда мы играли в игры с именами. Игру «Японец» я не смогла им доходчиво объяснить, и мы сыграли в «снежный ком» и ребята все друг друга запомнили. Я считаю, что справилась с первой задачей. Но вторая была не столь сложная.

Перед выходом в музей у нас было полчаса и сегодня я была наставником моего тьютора Гузель. Это Соседство у нее первое. И по своим воспоминаниям из прошлых проектов я и моя команда рассказывали ей про прошлые Соседства и как они все устроены. После, поговорив об этом необычайном проекте, мы стали собираться. Перед любым выходом я всегда вспоминаю об организованности на улице, ведь дети это непредсказуемые существа, и если их не контролировать, будет полнейший хаос. Сегодня организованность - выход в музей. Сама того не понимая взяла на себя роль путеводителя. И второй поток отправился в музей по моим подсказкам. И даже во время фото кросса, я на автомате держала команду, может и не всегда, но Гузель может подтвердить. Все мысли, которые приходили ко мне, дети с удовольствием воплощали их в жизнь. Некоторые фотографии понравились моей команде и Соне Анохиной. А потом, за все время пока мы не вернулись в гимназию, я держала эту обязанность у себя в руках, в прямом смысле. Ходила всегда с телефоном в руках.

В последующее время дети разошлись, а у нас началась вторая половина рабочего дня, а может и вечера… В общем, как и каждый из всех первых дней, этот я положу в свою большую копилку соседств. Если я не ошибаюсь, то это у меня девятое соседство.

Также этот день был для меня поучительным: не отставай, всегда помогай, и бери на себя ответственность, когда это необходимо. Спасибо всем за столь прекрасный день.

Идман Настя, орггруппа, Томск
Дневник встречи с неизвестным
Первый день «Соседства», непонятно все!!! Приехала в Гимназию №1, «Универс».

Что ждет совсем не знаю. Только привыкла к тому, что я никого не знаю и меня тоже, получаю задание ехать и ужас! - везти с собой на автобусе неизвестных мне детей, которым 8-10 лет. Но задача была получена, и выбора не было, пришлось ее выполнять.

Приехали в музей имени Сурикова, на выставку «Окна в работах художников России». Поразили дети, большая часть не была безучастными, если не слушали экскурсовода, то ходили сами и рассматривали картины, таких было не много (из 10 человек моей группы всего 2-3 человека), потом дети получили задание нарисовать свое окно. Опять большая часть детей выполнила задание. Первый день закончен. Вопросов много!!!

Марина Штадельман, тьютор, Красноярск
Проход в другой мир
Сегодняшний день был очень интересным, но довольно утомительным. Мы были в художественном музее имени Сурикова и любовались картинами с выставки «Окна в Россию», а затем был фото-кросс, на котором нужно было фотографировать окна, чтобы показать их в виде «прохода» в другой мир. После этого нас ждало самое увлекательное событие дня -расселение соседей по семьям! Наша орггруппа конечно устала, но это того стоило!

Анфиса Ганночка, орггруппа, Красноярск
Семь этапов знакомства
Сегодня был первый день "Соседства". Начался он, конечно же, с зарядки и кричалки Соседства. Дети зарядились бодростью и были готовы к работе. Первым заданием было знакомство, оно делилось на 7 этапов:

1-ый. С помощью "медальонов" дети разделились на команды, и им нужно было написать на плакате имя соседа справа.
2-ой. Уже в других командах дети придумывали народный танец определённой страны.
3-ий. В совершенно других командах проводились игры на знакомство.
4-ый. Заданием было изобразить человека-творца.
5-ый. На этом этапе нужно было построить фигуру из людей с закрытыми глазами.
6-ый. В команде нужно было придумать четверостишие к рифме
7-ой. Всей командой нужно было придумать приветствие определённых людей. Вот так и прошло наше знакомство.

Настя Колесникова, орггруппа, Томск
Включение в событие
Мои впечатления:
Первый день на 21-ом СОСЕДСТВЕ включал в себя события от сборов в поезде, до ожидания включения света в доме и школе...
Было здорово вспомнить то, что я не видела 4 года.

Я была рада встретить "стариков-соседей" и поддерживать новичков. Было удивительно увидеть столько ТОМИЧЕЙ, ну честно... не думала, что их будет больше чем красноярцев!!
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ОРГАНИЗАТОРАМ!!!;)
За это я и стараюсь не пропускать соседства!!! Было интересно!! А можно такое ещё??

Владислава Клименко, орг.группа, Томск
Знакомство без запинок
Ну вот все и началось... Каждый раз это бывает по- разному. Для того что бы отправиться в Красноярск нужно было доехать до Юрги и сесть на поезд.

Для того чтобы добраться до Юрги, нужно сесть в машину к семье Рыковых.

Для того что бы сесть в машину семьи Рыковых, необходимо приехать к ним домой... Ну вот... Я дома у Семьи Рыковых, мы за столом пьём чай! Тут пришёл в гости дедушка и долго-долго смотрел на меня. После чего

задал вполне справедливый вопрос: "А сколько вам лет?". Отвечаю: " 26". Дедушка: " И как вам можно доверить детей, если вы сами ещё ребёнок"!?

"Действительно" - подумала я...

И вот мы едем в машине с семьёй Рыковых и с нами едет Алена Щукина! Путешествие от Томска до Юрги было не долгим, но тёплым и комфортным)))

В Юрге мы сели на поезд и долго распределялись по местам, кто с кем будет ехать.

Вот все на местах, постели заправлены, животики сыты и наш вагон, познакомившись с нами, погружается в сладкий сон под тихое стучание колёс...

Звонок. Будильник. Подъём. Красноярск. Троллейбус. Путь. Школа. Универс. СОСЕДИ!!! И тут все началась: " Привет, сосед!"

Так приятно работать с людьми, которые знают на что способны и которые знают, что многому можно научиться. Приятно говорить и быть услышанной и понятой.

Работа с орггруппой, в подготовке и реализации игры на знакомство была быстрой, качественной и сплочённой! Задача знакомства, которая ставилась перед ними впервые была принята сразу. Ощущение работы с опытными и знающими людьми не покидало не на минуту. Я очень благодарна всем ребятам за тактичность и работоспособность. Удалось сделать все, что было запланировано. Игра прошла без запинок и задержек.

Кира Сикорская, тьютор, Томск
Спасибо тем, кто постарался
Я не ожидала, что будет много интересных людей, я так была рада с ними поиграть в разные подвижные игры, и пообщаться.

Мне было интересно слушать, как рассказывали про картины.

А потом нам дали необычное задание с фотографиями.

Спасибо орггруппе (с играми ) ах!!! Как я люблю Соседство, ведь я здесь уже не третий и не второй раз! Спасибо тем, кто постарался, ура!!! Всего лишь один день, а кажется, прошла неделя!

Даша Шевелева, орггруппа, Санкт-Петербург
Ощутимое чувство ответственности
Сегодня я первый раз попробовала себя в роли "орггрупповца".

Мне казалось, что начнут показывать и говорить, что я не подготовилась, но они старались меня поддержать и дополнить то, что я хотела сказать. Было ощутимое чувство ответственности за детей, которые доверились мне. Они дали мне шанс попробовать себя в чем-то новом. Мне было очень приятно, что дети мне доверяют, а если у меня что-то не получается, помогают мне успокоиться. В общем «орггрупповцем» быть очень интересно, получаешь новый опыт!

Настя Локотко, орггруппа, Томск
Жизнь в роли организаторов
Этот день был для нас первым опытом работы не как участников, а как организаторов.

Конечно, было волнение, ведь нам же предстояла сложная работа - организовать детей! Очень хотелось помочь тьюторам! Мы взглянули на проект с другой стороны! Это было удивительно! Несмотря на то, что это был первый день, у нас уже получалось исполнять свои обязанности. И хоть для нас и началась жизнь в роли организаторов проекта, мы все равно получили много ярких впечатлений. А еще мы так же как и начальная школа ходили в музей.

Зубрицкая Яна, Напрюшкина Вика, орггруппа, Томск
Бортовой журнал
Участники проекта делятся своими наблюдениями и открытиями в один из дней сессии. Рефлексируют, познают и открывают много нового для себя
Мастерские руки от доброй науки
Сегодняшний день мне определенно запомнится людьми. Не простыми людьми, а мастерами своего дела, людьми с горящими глазами и неравнодушными сердцами, людьми, которые готовы делиться своим мастерством и зажигать сердца и глаза детей, но обо всем по порядку.

Как обычно, утром мы разделились на группы и поехали в совершенно удивительное место – медиа-мастерскую «Твори гора». Пространство, где творческие ребята могут искать себя, общаться, пробовать себя в различных направлениях. А направления следующие:

- медиа мастерская, где дети пробуют себя в роли видео операторов, режиссеров, монтажеров, блогеров, мультипликаторов и т.д.;

- технопарк – это авиамоделирование, архитектурная студия, столярная мастерская, робототехника, физическая лаборатория и многие другие технические направления;

- предпринимательство, где ребята узнают, как именно строится бизнес в современном мире.

Помогают ребятам мастера – настоящие профессионалы своего дела.

Каждой команде предстояло посетить четыре студии.

Нашей группе достались студия видеомонтажа, физическая лаборатория, столярная мастерская и студия предпринимательства.

Я была просто поражена, насколько увлеченные своим делом люди там работают. Дети на некоторые студии заходили совершенно без энтузиазма, а выходили с возгласами «Вау!». И этих «Вау!» была уйма!!! Видеоэффекты, секреты монтажа, удивительные опыты со сломанным проигрывателем и летающей бутылкой, фигуры из дерева, расчудесный преподаватель экономики, которая в одно мгновение заставила ребят всерьез задуматься о собственном бизнесе и, конечно же, великолепный дядя Женя, который может собрать любое техническое устройство буквально из мусора.

Думаю, сегодняшний день послужит ребятам хорошим стимулом подумать о том, что еще им было бы интересно делать, что еще они хотели бы попробовать. Кто знает, может быть именно одно из этих направлений станет делом их жизни.

Гузель Зарбеева, тьютор, Уфа
На поиски человека-творца
Итак, наступил второй день «соседства». На этот раз мы с детьми отправились на поиски человека – творца в творческое объединение под названием «Твори гора».

Именно здесь наши соседи не только познакомились с настоящими творцами и мастерами своего дела, но и сами попробовали себя в роли «творителей».

На мой взгляд, самой запоминающейся станцией была «Мульт.студия». Тут каждый ребёнок попробовал свои силы в мультипликационном искусстве.

А ВЫ знаете с чего начинается мультфильм? С музыки…именно мелодия помогла ребятам воплотить все свои творческие фантазии в создании собственного мультфильма.

Мне показалось, что мы попали в мастерскую волшебника! Потому что испытываешь ощущение «чуда», когда на твоих глазах оживают герои с листа бумаги. А главное, дети с лёгкостью обучились технологии создания фильма.

И теперь мы с нетерпением будем ждать мультфильмы про «соседей».

Камелина Наталья, тьютор, Красноярск
Приливы творчества в крови
В зале почти абсолютная тишина. Только слышно поерзывание пластиковых стульев и короткие фразы, перелетающие от одного к другому. Предстоит дальняя поездка на правый берег в центр «Твори-Гора». И вот нас стали распределять на команды. И каково же было мое счастье, да и что таить, других орггрупповцев, что мы будем работать все вместе. Выпал хороший случай узнать друг друга получше и пообщаться на пользу.

Даже долгие переезды не утомили нас. Стоя маленькой «биокучкой» и отчаянно держась друг за друга и кое-как за поручни, наша команда умудрялась смеяться до боли в животе, давать друг другу пять и хлопать по щекам.

Проникнув вместе с командой детей в здание центра, я уже почувствовала прилив творчества в крови. Эти ярко-красные стены, стоящие на подоконниках непонятные существа, а главное люди, люди, которые обитали здесь. Скорее они создавали эту атмосферу. У всех были загадочный взгляд, добрая улыбка и интересные темы, которые они затрагивали, проводя мастер-классы. В нашем маршруте их было всего 4. Больше всех мне понравилось в студии арт-видео. Может потому, что съемка, видеозапись - это более интересные темы для меня.

В заключении хочу сказать, что мне понравился настрой детей. В первый день они были менее энергичны и работоспособны, нежели сегодня.

Хочется, чтобы так было всегда. Но тогда бы было все слишком идеально).

Шандыбаева Элина, орггруппа, Красноярск
Люди «Твори горы»
Это был наичудесный день! Все началось ещё утром, я проснулась у своего соседа, и мы неплотно покушали и все вместе отправились к новым приключениям в проекте «Соседство». Затем, когда нас распределили по группам (наша команда была исключительно из орггруппы, и у нас не было сопровождающего. Это жутко радовало)

Мы поехали с левого берега Енисея на правый. А потом пришли к «Твори-горе», в которой мы познакомились с очень интересными людьми. Было видно, что они действительно любят свою работу и хотят поделиться ею с миром.

Мы разгадывали задачки по физике, делали из дерева фигурки, создавали собственные предприятия, прорабатывая их до мелочей и слушали мастер-класс по созданию фильмов «на коленке». На последок мы зашли в гараж технопарка, увидели карт-Бадди. Это машина, которая может ездить и не только по асфальту и которую сделали 14-летние школьники.

Такой насыщенный день был у нас на Соседстве.

Белякова Таня, орггруппа, Томск
То, что интересно НАМ
Сегодня происходило оооооочень много всего, я побывала на " твори горе" и научилась там новому. В том числе сделала выводы о бизнесе, фотосъемке, физике (некоторых её явлениях) и самолётах (их строении, создании, управлении и пр.). Я опять же не ожидала, что мы проведём время в каком- то творческом проекте (или поучаствуем в нем)!

Было интересно слушать мастеров, поскольку они рассказывали то, что НАМ интересно, а не им и их друзьям, а именно НАМ.

Ещё было здорово, что мастера-тьюторы-учителя не читали с листочка и не тараторили текст- лекцию! Лично мне было интересно слушать их и делать какие-то выводы для себя!
ВТОРОЙ ДЕНЬ 21 СОСЕДСТВА ПРОШЁЛ СЛИШКОМ БЫСТРО!!! ОСТАНОВИТЕ ВРЕМЯ!!!
P.s.ещё раз спасибо организаторам и их помощникам! Было очень интересно в " Твори горе"!!!

Владислава Клименко, орггруппа, Томск
Нон-стоп продолжается
Сегодня наше творчество с детьми будет раскрываться в креативном медиа центре Твори - Гора! Нас ждут увлекательные мастерские, интересные люди и командная работа.

Первая лаборатория - экономическая. Наталья Васильевна, которая с нами работает, задает детям непростой вопрос: «Чем бы вы хотели заниматься в жизни?» Несмотря на столь юный возраст важно, чтобы была идея. Кстати, когда ученые исследовали долгожителей, то выяснилось, что есть такое японское понятие – ИКИГАЙ. Думаю, что это очень близко по значению с увлекательной идеей, которая увлекает человека, он ей живет, воплощает и долго живет!

Дети делятся своими идеями: «Создать приют для собак», «рисовать», «стать педагогом», «стать спортсменом», «открыть развивающий центр для детей». Наталья Васильевна рассказывает, что для того чтобы перейти от идеи к делу, важно составить бизнес план. Дети в группе обсуждают, как это возможно сделать. Ну оооочеень интересно!

Вторая лаборатория, которую ведет Юрий называется «Арт - видео». Дети учатся снимать видео, обсуждают актерское мастерство и тонкости видео съемки. Как сделать так, чтобы камера не тряслась? Как снять интересные кадры? Каковы возможности видео камеры в телефоне? Это и многое другое узнали дети.

Наш нон - стоп продолжается. Андрей физик проводит с детьми разные эксперименты, задает вопросы. Дети с восторгом включаются в процесс: поджигают, измеряют, раскачивают, толкают!

Последняя лаборатория – авиа моделирование. Пол - часа дети пилили, вырезали, строгали и запускали свои изделия. Сколько было восторга от того, что их мини летающий аппарат несколько секунд кружился в воздухе! У-Ра, все получилось!

Завтра всех нас ждет не менее увлекательный, познавательный, интересный день!

Тьютор Мокроусова Анна, Красноярск
Чувство как будто взлетаешь
Уже второй день, он пролетел так незаметно... Сегодня мы ездили в "Твори-гора". Мне очень понравилось, особенно Мультипликация, и Блогеры.

Какое-то необычное ощущение, когда ты что-то открываешь для себя! Я узнала для себя, как монтировать (хотя бы немного!) видео со спец.эффектами и окончательно поняла про самолёт и вертолёт (и законы, на авиамеханике). Это чувство как будто ты взлетаешь, и хочется что-то сказать умное, что ли... Ты ловишь эту волну, и очень радостно становится. И в конце была рефлексия, было шумно, но всё равно... радостно и легко. А потом ещё орггруповская рефлексия.

Даша Шевелева, орггруппа, Санкт-Петербург
Нам сказали, что мы умные
Сегодня мне больше всего запомнилось то, как после рабочего дня мы заблудились, сев на автобус, не зная, куда конкретно он едет... но я не об этом. День начался с веселых игр и вкусных кексов, а закончился рефлексией. После распределения на команды мы пошли в «Твори-Гора» и ходили там по разным интересным этапам. Первый этап — физика, где нам сказали, что мы умные.

Это был небольшой старый кабинет с множеством интересных физических изобретений. Там мы решили несколько задач, налили в бутылку спирта и подожгли. Она вспыхнула и отлетела на три метра. Дальше была столярная мастерская, где мы сделали себе фигурки из дерева (разные, кто что захотел).

Затем экономика. Мы создали свое предприятие и наняли людей. Завершающим местом было Арт-видео. Там нам рассказали простые лайфхаки по съемке видео и ответили на интересующие нас вопросы. Самое неожиданное в «Твори-Гора» было то, что обед нам привезли прямо туда и мы ели в спортивном зале. Это был приятный сюрприз, потому как все очень проголодались. В конце дня была рефлексия, которая, на мой взгляд, удалась. Несмотря на шум и толкучку возле папок для бортовых журналов, все получилось, и каждый сосед написал целый лист про сегодняшний день, про его впечатления, и уложил полученную информацию в голове по полочкам.

Соня Анохина, орггруппа, Томск
Задача найти то, чего я в себе не видела
На сегодняшний день у меня несколько задач. Одной из них была контролировать всех детей, чтобы они не выходили из рабочего

состояния. Следующая - раздавать канцелярию и следить, чтобы у каждого было чем писать. А вообще, мы сегодня ходили в техно-парк «Твори-гора». Мне, как ребенку, там понравилось, что на всех площадках можно работать руками.

В мастерской дяди Жени, мы делали пропеллеры. У некоторых они взлетели, а у меня нет. На видеоблогинге мы решали головоломки и разговаривали о разных вещах: о законах и о том, как правильно преподнести слушателю свою историю из жизни. Потом мы отправились на «видеомонтаж», там объясняли и показывали, как на видео переносить движущиеся предметы.

У нас хорошо получилось поработать с Кириллом, который нам все объяснял. И последней станцией была мультипликационная студия «Ну и ну». Там каждый делал свой маленький мультфильм. У меня был про вазу, в которую прилетел камешек и разбил ее. Мастерам понравилась моя работа, они меня даже пригласили туда ходить по воскресеньям. Эти станции я объясняла со стороны ребенка.

А со стороны взрослого все станции можно описать короче. Даже не описать, а сказать мнение о работе мастеров. У всех была одна задача - заинтересовать ребенка в его мастерстве. У некоторых получилось, у других - не очень. Еще я заметила, что тьюторы почти ничего ни делали, только собирали команды со станций. Все делали мастера, это их работа - не просто рассказать о чем-то, а именно заинтересовать в своем мастерстве. Лично меня заинтересовали мастера с мультипликационной студии тем, что они, как и наши тьюторы подходили к соседям и спрашивали, помочь ли в чем-нибудь, и они с радостью откликались. Завершая свой текст, я хочу сказать, что меня как «тьютора» команда мастеров из проекта «Твори-гора» удивила и даже помогла найти то, чего я в себе не видела. И говорю им большое спасибо, что не были равнодушными и всем помогали. Можно попробовать их пригласить на наше Соседство.

Спасибо всем, кто сегодня был отзывчив и всем помогал.

Идман Настя, орггруппа, Томск
Люди, живущие тем, что делают
Хоть я и живу в Красноярске, но в технопарке «Твори-гора» оказалась первый раз с детьми.

Первое, что бросается в глаза, так это то, что люди ЖИВУТ тем, что делают, любят это, готовы делиться с этим, учить и помогать. Мы с ребятами имели возможность попробовать сделать так, чтобы полетел свой сделанный вертолётик, создать небольшой мультфильм и сразу же его посмотреть, попробовать себя в роли блогера, понять, что совсем непросто сделать так, чтобы твоя тема, история была интересна другим, увидели, как монтируется видео, сколько возможностей у программы, которая позволяет это делать. Всё это, казалось бы, такое сложное, основанное на законах физики и других, было так легко представлено, что и сложное оказалось посильным.

Спасибо всем за творчество и вдохновение!

Валова Людмила Ивановна, тьютор, Красноярск
Как правильно снимать видео
Сегодня прошел уже второй день нашей работы в орг. группе. Он был довольно интересным и познавательным.

Так как мы сегодня ходили только на Твори-гору, расскажем немного о ней. Там мы посещали разные мастер-классы, но самыми запоминающимися для нас стали Art-video, где нам рассказывали, как правильно снимать видео и After Effects, где нам показывали, как работать в этой программе. Мы даже сняли видео и смонтировали его. Кроме этого мы ходили в столярную мастерскую и сами делали мультфильмы по кадрам! Этот день был очень насыщенный и увлекательный. В целом нам все понравилось.

Зубрицкая Яна, Напрюшкина Вика, орггруппа, Томск
В столярной мастерской
Сегодня второй день Соседства и я хочу вам рассказать про одну из сегодняшних мастерских - столярную мастерскую. Мастер Дмитрий нам показывал, чем и как работают с деревом, и что потом может получиться, а после дал придумать и сделать своё изделие. Мне понравилось. Было ощущение, что я уже профессионал в этом деле и смогу из куска дерева создать произведение искусства. К сожалению, на прохождение этого мастер-класса у нас было всего полчаса и мы не успели полноценно погрузится в работу, но это был самый насыщенный этап.

Большое спасибо людям, готовившим эту встречу!

Колесникова Настя, орггруппа, Томск
Приключения команды подростков
Сегодня на Соседстве мы ходили в центр «Твори-Гора».

Там всего было 8 станций, но каждая группа прошла только 4. Вообще всем понравилось, но если бы времени было больше, то мы бы ещё успели попасть на все станции, а может, сделать больше.

Так как я пишу про себя, я расскажу про приключения команды подростков. Сначала мы пошли на станцию «физика». Я узнал, что в принципе изучает физика. А потом нам показали несколько приборов, сделанных такими же детьми как мы.

После мы пошли на станцию «столяр». Там мы пытались сделать какие-нибудь деревянные поделки, но не у всех все получилось. Дальше мы пошли на станцию «экономика», там я узнал, что мне нравится делать и как на этом можно заработать. А потом мы придумывали свой бизнес и откуда взять деньги. Затем мы пошли на станцию «арт-киностудия» там нам рассказывали про то, как снимают фильмы и как монтировать видео (очень мало рассказали про монтаж) Вообще мне все очень понравилось, особенно на «экономике» и «физике» мне понравились ведущие, потому что они так интересно рассказывали, как будто занимались этим всю жизнь.

Лев Шамардин, орггруппа, Томск
Загадки-задачки «Твори-горы»
Сегодня было много интересного, мне всё понравилось.

Началось с того, как мы позавтракали, никто не знал, что сегодня будет, был слух о том, что мы едем в «Твори-Гора». В актовом зале нас распределили на группы, получилось около 8. После мы выдвинулись в путь, он был достаточно долгий, но в конце концов все соседи добрались до «Твори-Гора», нас повели в большой зал, из которого группы вышли с учителями из этой организации. Я побывала на четырех мастер классах. Первый был "столярное мастерство». Там я сделала зайчика, и было интересно увидеть, какие инструменты используют, как ими творят. Вторым был «Экономика». Нам рассказали, что это такое, распределившись на направления, мы попытались создать «Бизнес план».

Создавать его было интересно, ведь нужно было продумать многие мелочи. На 3-ем мастер классе мы делали видео, используя одну хитрость. Я даже не представляла, что так можно было снять, этот фокус наша команда попробовали на практике, и мы записали короткометражный фильм. Получилось очень смешно, наш фокус был почти не заметен! На четвертом мы пытались разгадывать загадки-задачки. Они были очень интересные и учитель был классный всё объяснял. А в конце даже запустили «ракету»!

В общем, день прошёл на ура! Он был очень насыщенный.

Я получила новый опыт и надеюсь, буду его использовать в будущем!!!

Лучшева Марина, орггруппа, Томск
Истории исполнения мечты
Сегодня шёл 2-ой день Соседства.
Я познакомилась со многими красноярцами.
Мы ходили в творческое объединение «Твори гора».
Там было очень интересно!
Мы научились делать мультфильмы, добавлять в видео спец.эффекты, делать настоящие авиамодели!
Но больше всего мне понравилось на станции «Блоги»!
Там мы взяли листочки разных цветов, потом нас попросили обосновать, почему мы выбрали тот или иной цвет листочка.
Нас попросили вспомнить историю, которая стоит за всем этим.
Потом сказали, чтобы мы вспомнили историю из жизни, когда мы исполнили свою мечту.
Я рассказала про своего хомячка.
Сегодня был очень интересный день!

Настя Локотко, орггруппа, Томск
Дневник встречи с неизвестным
По-прежнему, не понятно что будет дальше и мне это нравится.

Это как жизнь, которую нельзя спланировать.

Тема сегодня «Встреча с мастером», для этого поехали в творческое объединение «Твори гора», детей опять поделили на группы, так же как и нас тьютеров. У меня опять другие дети. Посетили 4 площадки, на которых ребята пробовали свои силы в роли мастеров. Сначала они снимали мультфильм, было классно, все дети работали. Потом пытались сделать лопасти вертолета, не хватило времени. Поразило то, как дети активно работали с наждачной бумагой. Видимо, они настолько отвыкли, что-то делать руками, что любая возможность насладиться ручным трудом вызывает восторг.

Марина Штадельман, тьютор, Красноярск