Я вообще-то педагог-психолог. Или, как принято говорить на проекте, тьютор. Но это меня не спасло. Первый день начался в авральном режиме. Прямо с корабля, то есть поезда, мы с дочкой попали на бал. То есть в Соседство. Я уже настроила планов. Думала, приеду, начнется инструктаж, нам расскажут о принципах работы (я в проекте впервые), познакомимся с детьми, задачами… ага, щас! Мне выдали группу детей и поручили квест, состоящий в поиске неизвестного здания – бывшего торгового центра. Нужно было отыскать его, опираясь только на расспросы людей в городе. Карта у нас была, но пользоваться ей рекомендовали лишь в крайнем случае. Это вообще-то очень круто, потому что вся образовательная программа по жизни направлена на создание безопасной и понятной среды, когда нужно просто действовать по шаблону. А жизнь не такая. Всегда есть что-то непонятное, неизвестное, авральное. И нужно решать задачи со множеством неизвестных. В таком проекте, когда рядом есть взрослый (даже не знающий города), и подстраховка в виде телефона, по которому можно позвонить и запросить помощи, это превращается в безопасный, но щекочущий нервы тренинг. Да и картой пользоваться, по-честному, мало кто умеет. Вот окажись так в новом городе и с разрядившимся телефоном, и неизвестно что делать. А участникам проекта – известно. Говорить с людьми. Поэтому и первый день назывался «Город. Люди». С детьми познакомились на ходу. Мне достались подростки-сорванцы в числе 4 мальчиков и одной девочки. Через два часа поисков, поездок на метро, опросов жителей об истории этого здания (тоже часть квеста), еды в столовой, мы были уже родными людьми, даром что живем за сотни километров друг от друга: от Владивостока до Красноярска. Не успели мы вернуться… Опять нежданчик! Нашу команду расформировывают!
Недоумение сменилось негодованием. Мои родные ребята…. Зачем?!.. И только спустя несколько часов пришло понимание. В этом и есть фишка Соседства. Смена, новые люди, приспособление, знакомства. Множество людей и стратегий общения с ними. Новая моя команда – полностью парни от 8 до 12 лет. И новая задача. Идти теперь никуда не нужно. Придется включить мозги и решать неогеновскую задачу. То есть настолько нестандартную, что однозначного ответа на нее не существует. Если бы существовала планета в форме кубика-рубика, которую все время кто-то поворачивает, то каким был бы этот мир? И как живые и разумные существа на такой планете могли бы догадаться об устройстве своего мира? Начинаем сочинять. Ребятам трудно формулировать мысли. Помогаю, уточняю, то ли они имели в виду. Думаю, это и есть задача тьютора – держать направление, но не решать за них. Если педагог – это «ведущий за руку», то тьютор – «сопровождающий», или по тематике проекта – сосед. Рядом, но уж никак не во главе. Мои детки оказались очень нестандартными. Они придумали мир, в котором нет солнца. Поэтому и света нет. Зрение жителям не нужно, хватает других органов чувств. А тепло обеспечивает вращение и трение граней кубика друг об друга. Ну вот скажите, взрослые, вы бы догадались? ;) наши ребята, что ни говори, круты. И защищать свой проект выходили к доске сами, рассказывать, доказывать свою точку зрения. Кстати, вопросы от слушателей обязательны. Критика и спор. Но только конструктивная критика. Тут же, на ходу, ведущая-тьютор задает правила диалога, учит говорить по существу и выделять главное. И это происходит ненавязчиво, потому что это не нудная теория, а конкретная ситуация «здесь и сейчас». Поэтому дети внимательны, включены. Суровое выживание в режиме реалтайм.
Но вот обсуждение закончено. Все проекты озвучены, итоги дня подведены, бортовые журналы заполнены (это такие дневнички, где дети пишут самое важное за день – свои выводы, открытия, нааблюдения). Дети распределены по домам. Ах, как это волнительно – ждать, к кому тебя отправят. Тут и вопли восторга, обнимания, и стыдливое и робкое приветствие, и слезы, если были ожидания и они не оправдались. Но всегда – новый опыт. К каждому ребенку – «инструкция по применению», написанная родителями (что ест и что не переносит, на что аллергия и каких внезапностей можно ожидать), ведь жить-то они будут не в своей семье. Принимающие семьи тоже волнуются. Как-то все это будет?... В каждой семье – свои уставы, правила, традиции. И снова нужно перестраиваться. Я тоже отправила ребенка в семью. Переживаю немного, но совсем чуть-чуть. Уж в своей дочке я уверена. Она справится. Вечером позвоню ей и узнаю, что она в невероятном восторге. Но это будет потом. А пока я, как педагог, остаюсь в образовательном центре «Научилус», чтобы обсудить день сегодняшний и запланировать завтрашний. Я по жизни «упырь». Слышали легенду, что упыри страшные педанты? Они не могут пройти мимо завязанных узлов или рассыпанной крупы, пока не соберут все. Мне тоже надо, чтобы все было распланировано заранее, разложено по полочкам. Так вот, упыря в себе мне пришлось изгнать. Проект почти полностью составляется «на ходу». Конечно, есть канва и договоренности с приглашенными профессионалами. Но само волшебство творится прямо тут, самими участниками. Создается и «разглаживается» вся ткань проекта. И все равно завтра будет что-то новое. Задачи, которые нужно решать – и не очень понятно, как. Но теперь есть однозначная уверенность – я справлюсь. И дети мои (теперь я готова, что они каждый день будут новые) – тоже справятся. В этом, наверное, величайшая ценность сегодняшнего дня для меня. Теперь мы знаем на опыте, что можно жить без расписания и не по шаблону. И при этом все будет круто. Не просто круто, а чтоб глаза горели и хотелось вернуться.
Лидия Уразаева, тьютор, г.Прокопьевск